МГТУ им. Н.Э. Баумана. Начало.

Feb 08, 2015 20:08



Собрание первокурсников с деканом факультета чем-то напоминало сцены из американских фильмов про войну во Вьетнаме. Было сказано: "Поступил в МГТУ - гордись, не поступил - радуйся". Мы даже провели умозрительный эксперимент. Нужно было посмотреть на двух своих соседей по креслам и решить кто из нас не доучится до конца, т.к. по статистике так могло повезти лишь двум третям поступивших. Собственно,  о том, что МГТУ - это ад я и так знал с 9-го класса, поэтому тут для меня не было ничего нового, а, следовательно, и оснований сомневаться в правдивости слов декана не было.

Другое дело, что на этот раз мои вводные существенно изменились. Наша панк-рок группа распалась, и мои интересы стали стремительно смещаться в сторону техники (прежде всего, на фоне всё той же игры Ил-2 Штурмовик). Окончательно меня переклинило на технике после того, как я прочитал введение к учебнику по инженерной графике. Теперь я захотел стать инженером ещё сильнее, чем в старших классах хотел быть панк-рок звездой и почти так же сильно как в детском саду хотел быть маляром. Идея о том, что работа может заключаться в том, чтобы с нуля придумывать различные машины и агрегаты, а потом заставлять их работать, полностью сочеталась с моим увлечением докомпьютерной эпохи целыми днями конструировать что-то из Лего.
Однако, выходило всё как всегда (и как будет ещё не раз) - желание возникло слишком поздно и не было подкреплено реальными возможностями. С моими исходными знаниями шансов пережить первый курс было немного. Было ясно, что для того, чтобы продержаться подольше,  придётся очень много пахать. С другой стороны, мне было 17 лет, энергия била ключом, так почему было бы не направить её на новое и интересное дело?
Конечно, идея была неплохая, оставалось продумать её реализацию. Было несколько отягчающих обстоятельств:

  • я никогда не изучал черчение
  • в школе у нас фактически не было программирования
  • я ненавидел химию (по которой нужно было сдавать экзамен в конце первого курса)
  • я не собирался бросать играть в Ил-2 Штурмовик


Сюда же можно было бы отнести паталогическое непонимание как доказывать теоремы в математическом анализе и других, по моему мнению, бесполезных и ненужных вещей, но это уже приобретённый багаж, который будет пополняться едва ли не каждый год. Так или иначе, проблем хватало. Об их решении по порядку.

С инженерной графикой всё было очень просто. Свой первый чертёж я выполнил как только представилась первая возможность, но вообще без понимания, что виды на чертеже между собой как-то связаны, просто перерисовав образец. Масштаб проблемы заставил меня обратиться к литературе. Я стал читать методички  и учебник. Читал в метро, перед сном, на лекциях по мат. анализу... и не успокоился, пока не прочитал всё. После этого меня уже было не остановить, и все зачёты в следующие два курса я сдавал досрочно на отлично. Дошло как-то раз до того, что на втором курсе я, дочерчивая сборку в середине семестра, настолько увлёкся, что когда закончил, понял, что мне уже через полчаса пора вставать.

Чтобы инженерная графика не казалась такой скучной, я повторял все свои детали и сборки в 3D. 10 лет назад в МГТУ обучение САПРу заключалось в построении контура путём вбивания координат точек в командную строку автокада, а к 3D моделированию относились кто как к волшебству, кто как к баловству. Мне же это увлечение во многом заменяло компьютерные игры.

Кроме того, инженерная графика частенько помогала мне решать проблемы с другими предметами.  Так, например, за лист соединений я получал решённые задачи по химии от одногруппниц, что существенно облегчало мне жизнь.

Раз уж зашла речь о химии, то тут выяснилось, что все, кто её понимал, поступили либо на кафедру экологии (у которой был совершенно другой учебный план), либо на факультет биомедицинской техники (с которым у нас не было контактов), либо в другие ВУЗы. Поэтому каждый крутился как мог. Мне для того, чтобы получить автомат по химии пришлось весь второй семестр ходить на консультации (начало которых было в 8:30 при первой паре у нас в 15:40) и выслушивать безумные конспирологические идеи преподавательницы о том, что меня заслали из деканата, чтобы следить за ней...

Ну а коль уж я начал рассказывать о безумных преподавателях, то пора переходить к информатике. Цитатами нашего преподавателя кишат все бауманские ресурсы. Рассказы про "бомжика" сменялись оскорблениями в том, что мы родились в перестройку и в нас нет стимула учиться, затем плавно перетекали в сравнения файла с туалетной бумагой, используемой по прямому назначению, в общем, скучать не приходилось. Тогда ещё у меня не было такого отвращения к преподавателям, которые пользуются кафедрой для доминирования и унижения зависящих от них студентов, поэтому воспринимал я это всё нормально. Информатика мне нравилась не меньше, чем инженерная графика, а преподаватель, несмотря на всю свою неадекватность, подкидывал интересные задачки. Поэтому к концу первого курса я с огромным удовольствием писал простенькие игры себе и одногруппникам.

Придётся теперь написать и про одногруппниц, так как благодаря им я хорошо запомнился лектору по мат. анализу, который принимал мой первый в жизни студенческий экзамен. Дело в том, что ещё в начале семестра стало ясно, что понять матан мне можно даже не пытаться. Честно говоря, я до сих пор не понимаю как можно доказать теорему о том, что если у функции есть две точки, в которых она принимает одинаковые значения, то на этом интервале обязательно есть экстремум, кроме как записью: "ДА ЭТО ЖЕ ОЧЕВИДНО!". В общем, на лекции я приходил исключительно ради того, чтобы поболтать и поржать над лектором. К слову, атмосфера на лекциях была замечательная, смеялись не мы одни, летали самолётики, а один из них даже угодил в лектора. Хоть я и не был причастен к этому акту террора, но внимание лектора почему-то пало именно на меня... Ну и естественно, мой ответ на экзамене начался с того, что лектор взял мою зачётку и многозначительно сказал: "Тааак, Андреев... Помню, на лекциях самолётики-та пускали-та... Кх-кх-кх!"
Удивительно, но экзамен завершился для меня вполне успешно. Я не смог ответить на дополнительный вопрос, ответ на который был только в последних лекциях, которые я не писал ("что,  с девушками-та болтали-та? Кх-кх!), получил хор и был этому очень рад.
Тем больше было моё удивление, когда и остальные экзамены я сдал на четвёрки. Кажется, всё было не так уж и страшно как сначала казалось, поэтому во вторую сессию я был настроен опять закрыться на стипендию. Всё к этому и шло. Преподаватели были вполне адекватные и по слухам - вполне лояльные на экзамене, я усвоил, что для того, чтобы не носиться с выпученными глазами в зачётную неделю по универу, достаточно просто сдавать всё в срок любой ценой (для этого пришлось всего-навсего приучить себя не ложиться спать, пока не будет решена задача) и правильно расставлять приоритеты. Одним словом, мне казалось, что стипендия на следующий семестр была у меня в кармане.
Всё пошло не так на первом же экзамене (опять по мат анализу, но у другого преподавателя). От старшекурсников я слышал, что получить тройку у нашего преподавателя проще простого. Я думал, что это значит, что если что-то ещё и выучить, то так же легко можно получить и четвёрку, но, как выяснилось, я всё не так понял... К слову, это был самый быстрый экзамен за всё время обучения. Не прошло и пяти минут, как в теории были обнаружены пару неточностей, в задаче - пара ошибок, и на листе уже стояло "удовл"... Так рассеялись мои надежды на стипендию.
Теперь вплоть до 6-го курса я буду получать её лишь эпизодически по случаю большого везения. О причинах того как я стал убеждённым троечником и о случаях большого везения - в следующих частях.
P.S.: Последняя проблема из списка (Ил-2 Штурмовик), как уже можно было понять, ушла сама собой. Процесс решения проблем в оффлайне стал для меня существенно интереснее, чем решение виртуальных задач. В последствии я не раз пытался вернуться как в Ил-2 Штурмовик, так и в другие игры, но каждый раз мне было безумно лень трудиться во благо виртуальных заслуг, в то время как можно было заняться чем-то действительно интересным и полезным.

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Моя история

Previous post Next post
Up