Юрий Липатов озвучил цели Госдумы в регулировании энергетики на ближайшую перспективу

Dec 15, 2012 11:01

Ю.А. Липатов, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике в интервью журналу "Энергонадзор и энергобезопасность" рассказал про основные проблемы отрасли, которыми в ближайшее время планирует заняться Дума. В их числе: ликвидация перекрестного субсидирования, ужесточение регулирования сбытов (вплоть до уголовного наказания), законодательное стимулирование инвестиций в когенерацию, конкретные меры по законодательному обеспечению малой распределенной энергетики - на последних он остановился подробно.

Цитаты из интервью Ю.А. Липатова:

Несмотря на то, что внедренная в электроэнергетику модель работоспособна, она накопила немало вопросов, которые необходимо оперативно решать. Это, прежде всего, проблема перекрестного субсидирования, необходимо доразобраться с рынком мощности, также большое внимание уделить розничному рынку и его взаимодействию с оптовым.

Являясь разработчиком Закона и докладчиком его содержания депутатам Государственной Думы во всех трех чтениях, у меня самое тягостное впечатление осталось от вопросов деятельности сбытовых кампаний. При рассмотрении концепции и принятия решения о том, чтобы сбыт отделить от сетей, ни у кого из разработчиков Закона в голову не могло прийти, что нечистоплотные люди будут создавать сбытовые кампании по сбору средств с потребителей для последующего банального воровства. Здесь встает вопрос морали, но за преднамеренное воровство надо менять уголовные законы и наказывать.

Необходимо всерьез задуматься и над пересмотром роли централизованного и децентрализованного теплоснабжения.

Комитет по энергетике в прошлом созыве обеспечил разработку, прохождение и принятие Федерального закона «О теплоснабжении» (№ 190-ФЗ), который стал первым серьезным федеральным документом, регулирующим эту сферу энергетической деятельности. В теплоснабжении действует 74 тысячи котельных. Сегодня крайне актуальным является внедрение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Но ныне действующая нормативная база в теплоснабжении, по оценкам специалистов ТГК, не дает возможности окупать инвестиции. Регулирование теплового бизнеса не создает инвестиционной привлекательности.

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в действующей редакции дает на выбор регулятора право оставить или изъять в тарифе в следующем периоде регулирования эффект от экономии, достигнутой за счет инвестиций (то есть, пришли, вложили деньги, получили экономический эффект, дальше нужно вернуть инвестиции в течение какого-то срока). Но в следующем периоде та часть, которая образовалась от мероприятий по энергоэффективности, отбирается. Инвестору так работать сложно. Ему необходимо дать уверенность, что законодательство не будет отбирать то, на что рассчитывалось при осуществлении инвестиций.

В наши дни новым «вызовом» является необходимость законодательного обеспечения функционирования и развития малой распределенной энергетики, основанной на технологиях когенерации, использовании местных видов топлива и возобновляемых источников.

Энергообеспечение потребителей объективно (с учетом мировой практики) требует эффективной работы сектора малой распределенной генерации, на долю которого в развитых странах приходится от 10 до 20% от общего объема годовой выработки электрической энергии. В нашей стране этот показатель на порядок ниже (1,5% в зоне централизованного электроснабжения).

В настоящее время в России развитие малой распределенной генерации происходит в нерегулируемом (стихийном) порядке, что не может обеспечить эффективность работы этого сектора электроэнергетики. Это выражается в разнонаправленных, нескоординированных действиях потребителей энергии, энергокомпаний большой и малой энергетики, производителей и поставщиков энергооборудования, регуляторов энергетических рынков, организаций бизнеса и науки.

На мой взгляд, законодательное обеспечение деятельности малой распределенной генерации может быть реализовано двумя путями:

Первый: внести изменения по вопросам функционирования малой распределенной генерации в действующее законодательство, в т.ч.:
  • в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ) с включением терминологических определений в сфере малой распределенной энергетики, отдельного раздела (главы) по теме «Малая распределенная энергетика», определяющих основы функционирования энергообъектов малой генерации, их участия в оптовом и розничном рынках электроэнергии и др.;

  • в Федеральный закон «О теплоснабжении» (от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ) с включением положений о выработке и реализации тепловой энергии энергообъектами малой энергетики.

Второй: разработать и принять отдельный специальный Федеральный закон «О малой распределенной энергетике», в котором комплексно определить

1 - Энергобъекты, вырабатывающие электрическую, тепловую энергию или работающие в когенерационном режиме, относящиеся к категории «Малая распределенная энергетика»

2 - Основные условия различных режимов работы малых распределенных генерирующих установок. Что имеется в виду? (работа в изолированном режиме, работа с выдачей избытков производимой энергии на оптовый и розничный рынки электрической энергии, особенности функционирования малых распределенных энергоустановок в когенерационном режиме в секторе муниципального теплоснабжения, с одновременной поставкой потребителям электрической энергии и др.).

3 - Особенности присоединения малых распределенных энергогенераторов к электрическим сетям, учет возникающих синергетических эффектов в большой генерации.

Эта законодательная работа должна быть проделана в связи с тем, что на современном этапе развития электроэнергетического комплекса в России функционирует более 50 тысяч объектов малой распределенной генерации и их число продолжает увеличиваться.

Известно, что у конечных потребителей энергии возрастает интерес к энергоснабжению от малых распределенных генераторов, что так или иначе приведет к переходу от традиционной монопольной и жестко централизованной энергосистемы к диверсификации электро- и теплоснабжения, разнообразию типов и форм взаимодействия энергообъектов большой и малой распределенной энергетики в различных регионах России.

4 - Развитие малой распределенной энергетики обеспечивает повышение надежности энергоснабжения потребителей (в том числе в условиях возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций), к сдерживанию роста, а в ряде случаев - и к снижению тарифов на тепловую энергию и цен на электрическую энергию, что является важным социальным фактором.

После изменения законодательства в сфере малой распределенной генерации будет необходима разработка и утверждение пакета соответствующих нормативно правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, определяющих конкретный порядок:
  • ценообразования на энергию, отпускаемую малыми распределенными генераторами;
  • работы малых энергообъектов на рынках электроэнергии;
  • присоединения малых генераторов к сетям;
  • стимулирования развития малой распределенной генерации и др.

Источник - портал Iestream.ru: http://iestream.ru/innomer/1635-yuriy-lipatov-elektroenergetika-pervyy-shag-sdelan-no-rasslablyatsya-rano-predstoit-esche-mnogo-raboty.html

новости, Госдума, распределенная генерация, когенерация, законодательство, регуляторные риски, перекрестное субсидирование, риски безопасности, инвестиционные риски, интервью, Ю.Липатов, news, энергосбыт

Previous post Next post
Up