Осторожно, двери закрываются!

Feb 02, 2012 19:49


Христенко медленно пополз вниз по карьерной лестнице. Он больше не министр. Теперь он занимает какую-то формальную должность в какой-то малозначащей межгосударственной комиссии. Чтобы не обижался, напоследок дали орден. Все, мол, теперь иди. С именем Христенко принято связывать одну очень интересную энергокомпанию, не вслух и не широко, разумеется, а так - в кулуарах. Это Челябэнергосбыт. Контора эта - всем сбытам сбыт. В ее работе смешались воедино и монополизм советской энергетики, и лихая бандитская удаль 90х, и запретно-сладкие офшорные схемы постреформенного периода.

Ситуация на рынке сбытовых услуг Челябинской области во многом уникальная. Такого главенства одной сбытовой компании нет нигде в России, если не брать в расчет Кавказ. ЧЭС, как его лаского зовут на родине, не пускает в регион никаких конкурентов, используя при этом ошеломляющей мощи административный ресурс. Местный бизнес в шоке от того, с какой легкостью открываются любые двери перед руководителями ЧЭС. Во властные кабинеты они входят, как говорится, с ноги. И знающие люди в регионе уверены, что это все благодаря Христенко.

Почти 60% акций ЧЭС принадлежат офшорам. При этом компания конролируется группой лиц, чьи имена в регионе связывают с криминальными разборками и редерскими захватами. Это Марк Лейвиков и Евгений Вайнштейн. Лет 10 назад Лейвиков создал финансово-промышленную группу, основным профилем которой стала поставка металлов и ферросплавов. К этой ФПГ добавились ОАО «Златоустовский металлургический комбинат», «Режникель», ОАО «Гидрометаллург» (Нальчик), «Березняковская горная компания», блокирующий пакет Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Златоустовский металлургический комбинат создавался как дочернее предприятие несостоятельного Златоустовского металлургического завода. В самом начале акции ЗМК поровну поделили между собой крупные кредиторы банкрота - компания «Геолинк» Лейвикова и Синарский трубный завод. «Перетягивание каната» привело к тому, что трубники были вытеснены из Златоуста благодаря административному ресурсу Христенко.

Откуда взялся Христенко, спросите вы? Он студенческий друг Лейвикова. В конце 90х, когда в Челябинской области менялась власть и Лейвиков, опасаясь преследования, всерьез подумывал об эмиграции в Израиль, именно Христенко, занявший пост вице-премьера, помог оставить ему и все активы, и российский паспорт: новая власть по указанию сверху бизнесмена не тронула. Однако, в 2003 году Лейвикову предъявлялись обвинения в том, что он «гражданин иностранного государства и постоянно проживает за границей в связи с возбуждением против него ряда уголовных дел». Слухи были развенчаны, однако давление продолжалось, и в середине 2000-х Лейвиков распродал ключевые активы. Последняя продажа состоялась в декабре 2005 года - «Русский уголь» купил Златоустовский метзавод. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила порядка $80-100 млн. В 2008 году принадлежащая Лейвикову ЗАО «Управляющая компания «Промышленные инвестиции» выкупила допэмиссию ОАО «Челябэнергосбыт». С Вайнштейном все немного проще. Он спортсмен, боксер. С Лейвиковым с 91 года. Прикрывал его бизнес своими карательными бригадами из спортсменов-головорезов. Кстати, в прошлом году ЧЭС прогремел на всю страну из-за жуткого заказного убийства генерального директора сбытовой компании Вячеслава Середкина и его жены.

Новость об уходе министра во всей России воприняли как предвыборную отставку очередного чиновника, а в Челябинске у бизнеса родилась надежда, что, может, теперь у ЧЭСа поубавится прыти и двери хотя бы некоторых высоких кабинетов перед ним, наконец, прикроют.

сбыт, аффилированность, челябэнергосбыт, энергетика, жулье, христенко

Previous post Next post
Up