Во время Великой Отечественной войны энергетиками был создан новый тип электростанции - энергопоезд. Их начали делать в нашей стране в 1942 году, получали их и по ленд-лизу. По сути, это была энергетическая «скорая помощь», которая должна была прибыть на место и снабжать электроэнергией объекты до того момента, пока не восстановится работа местной электростанции. Электростанция на рельсах была устроена так: пар из котла паровоза подавался в турбину, которая была установлена на платформе вагона этого поезда, а генератор и щит управления помещались в других вагонах. Поезд был укомплектован своим штатом.
Как пишет в своей книге «Энергоармия. Рассказы об истории энергетики России» Владимир Громов, всего за время войны было изготовлено 19 энергопоездов. Первый из них, созданный сотрудниками ТЭЦ-12 Мосэнерго, помогал восстанавливать разрушенный Сталинград. Те поезда, что собрали ивановские и ярославские энергетики, отправили на Донбасс для обеспечения электроэнергией восстанавливаемых донецких шахт.
Запуск энергопоезда на объекте занимал всего лишь от двух до четырех недель - неплохой показатель по меркам того времени в сравнении со сроком, который мог уйти на восстановление и ввод в эксплуатацию стационарной электростанции.
Работали энергопоезда в Севастополе, Феодосии, Ростове, Харькове, Киеве, Великих Луках, Кисловодске… Три таких поезда были направлены в Белоруссию, пять - в Литовскую, Латвийскую и Эстонскую республики. Такие энергопоезда использовались и для ускорения строительства Уруссинской ГРЭС в 1944 году.
26 сентября 1944 года со вскрытых Девонских песчаников (первоначально это было Туймазинское месторождение нефти из угленосной свиты) - с 100-й скважины в был получен мощный нефтяной поток, послуживший новым импульсом для освоения нефтяного месторождения в данном районе. Фонтаны с выходом 150 тонн в сутки привели к тому, что нефть было некуда девать. Железная дорога не справлялась, нефтепровода не было. Нужно было срочно достраивать электрическую станцию. Для ускорения монтажа и пуска оборудования Уруссинской ГРЭС первым прибывает энергопоезд фирмы "Томпсон" мощностью 5 МВт.
В ноябре 1944 года состоялся пуск первого турбоагрегата станции. Одновременно была включена в работу первая ЛЭП-35 кВ по схеме "два провода земля" и подстанция 35 кВ "Нарышево". Пуском второго турбоагрегата, состоявшегося в декабре следующего года, завершилось строительство первой очереди станции. К этому времени на территорию ГРЭС прибыли и включились в параллельную работу ещё два энергопоезда фирмы "Дженерал Электрик" мощностью по 3 МВт каждый.
Данные энергопоезда проработали до начала пуска 3-й очереди станции.