А вы знаете как шунтировать затор в тундре?

Oct 05, 2014 14:06


Наш ветеран Раис абый продолжает делиться своими историями из трудовой биографии.

Запуск УКПГ-11 позволял Уренгойским газовикам выйти на уровень ежесуточной добычи в миллиард кубометров. И этот день должен был вот наступить.

На УКПГ (Установка комплексной подготовки газа) кто только не работал? Наверное, не было ни одного предприятия строящего или что-то монтирующего в Тюменской области, представители которых не работали здесь.
А уж наладчиков и «пусковиков» можно встретить чуть ли не со всего Союза.И вагон-бытовок понаставили столько, что образовался целый вагон-городок.
А спецтехники со всего света, вахтовых автомобилей-уралов не счесть и все с включенными двигателями. Глушить движки нельзя, замерзают, и попробуй потом заведи.

Сорокаградусные морозы здесь норма, а к полуночи пробуют силу и пятьдесят. А ночь почти сутки - заалеет горизонт на 2-3 часа и опять темень. Но что снег белый можно догадаться.

Из города до объекта более ста километров по бетонным плитам, уложенным на песчанно-гравийную отсыпку. Плиты впритык ложить нельзя по климатическим условиям. Вот и едут машины с грохотом на стыках и тряской пассажиров. Какое нужно иметь здоровье, которое испытывается ударом колёс десятки раз в минуту на стыках. Болезненный мозг пытается их даже подсчитывать.

На УКПГ меня встретил начальник РЭС Александр Иванович и начальник участка субподрядного МУ Михаил Сергеевич, оба с папками результатов измерений и испытаний вновь смонтированного оборудования и сетей. Было начало, так называемого, рассвета, но светильники наружного освящения ещё не отключены, а шёл уже двенадцатый час, начало полярного дня.

Нам предстояло осмотреть электрохозяйство смонтированное монтажниками, которое ожидало подачи напряжения после выдачи моего разрешения.

Александр Иванович уже неделю «следил» за подготовкой объектов к сдаче и электрики ещё продолжали крепить бирки на КЛ и штамповать с помощью трафаретов необходимые надписи.

Мы вошли в энергетическую галерею. Здесь было жарко как в бане, воздух не успевал охлаждаться, стены и потолок смонтированы из «сэндвичей» - панелей, изготовленных специально для районов вечной мерзлоты, для заполярья.
Кабельные полки смонтированы чуть ниже потолка, а внизу все паропроводы и водопроводы. Воде конечно хорошо - не замёрзнет. А кабели не нуждаются в жаре, они сами себя согревают. За что им такое наказание - день и ночь в жаре и за год они пересохнут и выйдут из строя.

Вторая стена галереи была совершенно пуста, вот на неё и нужно смонтировать кабельные линии.
Михаил Сергеевич пошёл организовывать перекладку кабелей, а мне предстояло корпеть над документами в его вагончике вместе с начальником РЭС.

В обратный путь мы собрались вечером, по времени. Погода резко изменилась, пришла оттепель с метелью и мороз тридцать один градус, вместо сорока двух.

Кабина Урала просторная, тёплая. Заботливый Александр Иванович разрешил мне прислонятся к его плечу, если потянет «кемарить».

Мы выехали на бетонную трассу и колёса начало отсчитывать стыки. Водитель Иршат выглядел отдохнувшим - было у него на это время. Ветер с хлопьями снега был попутным и как бы подгонял нашу скорость.
Часа через два мы попали в затор, движение застопорилось в обе стороны. О причине можно было только гадать.
МАЗ-ракетовоз доставляла строящийся газопровод две двадцатиметровые 1020 мм диаметром трубы. Но что-то случилось с прицепом, и конец одной трубы оказался на дороге, прицеп опрокинулся. Трасса была перегорожена. Да и тягач развернуло поперёк бетонки.

Наш водитель плотно застегнулся и пошёл выяснять ситуацию. Отсутствовал он около получаса.
- Около десяти километров дороги забита техникой, да ещё буран не прекращается. Говорят, тягач с трубами расстележился. Александр Иванович, я встретил однополчанина, его зовут Кирилл. Мы с ним на танках тренировались преодолевать болота Белоруссии. Здесь он тоже на Урале и мы договорились объехать затор по тундре. Разрешите?!
Наш Урал был закреплён за аварийно-ремонтной службой РЭС, телескопическая вышка с неё была демонтирована, но лебёдка с тросом сохранена. Получилась некая уродина спецтехники, с постоянной придиркой со стороны ГАИ при техосмотре.

Иршат зацепил конец троса к фаркопу Урала Кирилла и медленно съехал с бетонки на смежный кювет, затем проехал метров 50 вдоль дороги, разматывая трос. Остановился и посигналил вахтовке. Кирилл пошёл уже по готовому следу, трос выбирал Иршат на лебёдку. Начало движения вперёд было положено, замёрзшая «топь» «не возражала» проеду машин. И они поехали, не спеша, слушая как идут колёса, соблюдая дистанцию. Впереди была явно замёрзшая вода. Наш водитель вновь причалился к вахтовке Кирилла и «ощупью» спустился на заснеженный лёд, разматывая трос.

Выбравшись на твердь, наша машина, как бы тросу выбрала к себе напарника, хотя Кирилл ехал на своём двигателе. Такие операции повторялись, пока затор не остался позади и наши «герои» не выбрались на бетонку.
- Молодец, Иршат! Вы смело шунтировали затор и награда вам ночивьё в своей квартире.
- Шунтировали? Я что-то не помню этого слова.
- Александр Иванович объяснит тебе завтра

Работа, Раис Абдрахманов, УКПГ, Затор, Тундра

Previous post Next post
Up