Технологии каменного века в карточных платежных системах

May 24, 2018 11:04

До недавних времен я редко пользовался банковскими картами, предпочитая наличные, поэтому не возникало проблем с опознанием карточных транзакций. В последние годы стал пользоваться часто, возросла и доля "отложенных" списаний при бронировании/оплате гостиниц, прокатных машины и т.п. Некоторые транзакции стало сложно опознать, но худо-бедно это получалось, хоть раздражение и росло. Чашу терпения переполнила недавняя история.

Суть проблемы в том, что платежные системы Visa и MasterCard работают по древним технологиям, когда банк предоставляет держателю карты лишь отдельные сведения о транзакции, да и те - в неимоверно убогом формате. Единого стандарта на эти сведения, как я понимаю, не существует - каждый банк в своих отчетах форматирует их по-своему, и единственное, что в них повторяется - это наименование торговой точки (POS - Point Of Sale).

Длина наименования ограничена 20-30 символами (латинские буквы, цифры и несколько специальных знаков), которые произвольно выбираются владельцем точки, лишь бы не повторялись внутри страны. В итоге получаются такие вот "информативные" названия:

"KMarksa" - это что-то в Новосибирске, расположенное на проспекте или площади К. Маркса.

"OOO CPM" - это тоже в Новосибирске. Попробуйте догадаться, как это будет по-русски - "СРМ", "ЦПМ", "КПМ" или еще как-нибудь?

"21850 ST APOL\APRR" - это во Франции, где-то на дороге между Парижем и Женевой. Скорее всего, это оплата проезда по автомагистрали, но установить это без специальных исследований невозможно.

"CHAMONIX MONT\MT BLANC CA2A" - это тоже во Франции, в городке Chamonix Mont Blanc. Что именно - непонятно.

То есть, под видом реквизитов, однозначно идентифицирующих транзакцию, банки подсовывают нам сырую техническую информацию во внутреннем формате платежной системы.

При этом внутри платежной системы, безусловно, существуют уникальные идентификаторы каждой торговой точки. И банк, обслуживающий точку, отнюдь не довольствуется только этим куцым произвольным названием - он заключает с нею договор, в котором фигурируют все необходимые реквизиты - полное название, юридический и физические адреса, национальные идентификаторы вроде наших ИНН/ОГРН, и т.п.

То есть, для каждой операции безусловно есть техническая возможность в любой момент получить исчерпывающие сведения о контрагенте, которому уплачены деньги, однако организационно такая возможность отсутствует. В банке отвечают, что платежная система не предоставляет дополнительных данных, в платежной системе отвечают, что не работают непосредственно с держателями, предлагая обращаться в свой банк, а банк, обслуживающий POS, и вовсе неизвестен.

Разумеется, когда списание происходит в момент предъявления карты, проблем обычно не возникает - там есть или чек, в котором указаны полные реквизиты, или запись в профиле вебсайта, или email для онлайн-покупок. Проблемы возникают главным образом при "асинхронных" списаниях.

По приведенной в начале текста ссылке изложены обстоятельства двух списаний, сделанных из Франции спустя две недели после возвращения оттуда. Сотрудники банка не смогли помочь мне с опознанием транзакций по наименованию POS - пришлось подавать заявление на оспаривание. Сейчас они долго и нудно выясняют между собой, кто именно списал, за что именно списал, и какие подтверждающие документы он имеет на этот счет. Если бы я имел возможность сразу получить все нужные реквизиты - скорее всего, опознал бы транзакции самостоятельно.

Сегодня ночью с карты жены тоже прошло два списания из Лиона. В Лионе мы никогда не были, в онлайне там ничего не покупали (по крайней мере, так, чтобы покупку можно было связать с Лионом). Банк снова не смог внятно прокомментировать, предложив лишь заблокировать карту и подать заявление об оспаривании.

В обсуждении на банковском форуме была предложена дурацкая по сути, но вполне рабочая по факту идея - подавать заявления об оспаривании по каждой транзакции, из описания которой не получается однозначно опознать контрагента и предмет сделки. Если банки и платежные системы не желают шевелиться сами, чтобы привести свои пещерные методы в соответствие с реалиями - нехай занимаются выяснением и отписыванием. Через какое-то время им это надоест настолько, что сподвигнет сделать хотя бы онлайн-справочник POS, а в выписке по карте указывать уникальный идентификатор, по которому в том справочнике можно было бы найти полные реквизиты контрагента.

торговля, право, жулики, идиоты, Франция, криворукие, инструменты, фуфло, товары, путешествия, недовольство, связь, услуги, безопасность, интернет, информация, компьютеры, финансы, техника

Previous post Next post
Up