Jan 08, 2011 15:55
Многих иделогических, религиозных и политических спекуляций и столкновений возможно было бы избежать, если бы идеологи и политики грамотно пользовались основополагающими философскими понятиями. Об эре философии, конечно, мечтать не приходится, но надо делать хотя бы попытки заниматься распространением элементарной философской граммотности в меру своих скромных возможностей.
Человек (и как отдельная особь и как вид) живёт, т.е. осуществляет адаптивную деятельность в окружающей его среде, удовлетворяет потребности, используя и преобразуя часть материального мира, частью которого является и сам.
Любая человеческая деятельность имеет цель и требует плана поэтапного достижения этой цели. План (любой, индивидуальный или глобальный) всегда в основе своей строится на основе модели триединства бытия [мир - взаимодействие - человек], заключающей в себе информацию о:
1) качественных и структурных составляющих окружающего мира:
2) качественных и структурных характеристиках человека;
3) способах взаимодействия мира и человека.
Рациональное знание по природе своей исторически относительно, конечно и ограничено, каким и должен быть продукт деятельности конечного и ограниченного во времени и пространстве его производителя. Рациональное знание - это "познанное" человеком. Оно весьма незначительно по сравнению с "непознанным". Такого знания недостаточно для построения полной модели бытия и места человека в нем. А модель или план действий «не начнут работать», если не будут полны или не будут иметь хотя бы иллюзии полноты в восприятии человека, начинающего действовать по созданному им плану. И тогда модель, включающая недостаточное «познанное», дополняется до целостности преобладающей частью «непознанного».
«Познанное» стремится хотя и к относительной, но все же однозначности и инвариантности, работающей на повышение эффективности деятельности человека.
«Непознанное» ведет к бесконечному разнообразию или многообразию, которое, с одной стороны, служит основой для дальнейшего познания, но, с другой стороны, обратно пропорционально влияет на эффективность деятельности человека, уводя его в сферу бесконечных дискуссий, рождая бесконечное количество моделей объяснения мира, гипотез, борющихся за статус рабочих.
Вера - это «непознанное». Человек при создании модели мира и плана действий на ее основе «непознанное» заменяет верой. Вера нужна там, где нет достоверного знания. Я не знаю "как", говорит он, но предположу, что это "так". Но предположение мало убедительно и не может быть мощным стимулом для действия. И тогда предположение, чтобы превратиться в достаточный стимул, начинает приобретать характер веры. Оно усиливается, мистифицируется, наполняется сопутствующим эмоциональным, политизируется, догматизируется и т. д.
«Познанное» - основа для позитивной, экологически адекватной преобразующей материальной деятельности человека.
«Непознанное» - основа политики, стремящейся субъективным интересам личностей или социальных групп придать характер очевидной социальной необходимости. «Непознанное» - это основа для бесчисленного количества фантазий и удобных спекуляций, это хлеб и инструмент для ловких ребят из политики. Они никогда не отдадут своих завоеваний. Они будут производить все новое и новое «непознанное».
Рациональный путь познания использует допущения. Но цель этих допущений, в конечном счете - познание (или получение каких-то конкретных данных как частный случай). Здесь допущения играют роль временного и условного приема в познавательной деятельности. Как только познавательный результат достигнут, они теряют свое функциональное значение.
В вере, наоборот, допущения не отбрасываются, а сохраняются и онтологизируются, превращаются в догматы. Картине мира, созданной на основе этих некогда сделанных допущений, придается статус действительно существующей реальности.
Вера как социокультурный феномен в своей теоретической основе является одним огромным допущением, длящимся во времени, равном истории человечества. И будет длится еще и еще, потому что соотношение объемов «познанного» и «непознанного» пока не в пользу первого.
Рациональное познание отличается от интуитивного тем, что в рациональном инструменты познавательной деятельности человеку известны, он создает их сам, в интуитивном нет или почти нет. Поэтому и данные, полученные рациональным путем, проверяемы и доказуемы. С ними, имея известный инструментарий, можно работать - формулировать, перепроверять, применять и .т. д. В рациональном познании можно в известной степени «планировать» результат, ставить цели и искать пути их достижения.
Интуитивное познание непредсказуемо. Здесь ничего нельзя «планировать». Знание приходит в форме эвристической спонтанной вспышки сознания. Иными словами, сиди и жди у моря погоды. Рациональное и интуитивное это все те же «познанное» и «непознанное». Интуитивная догадка - это не что иное, как переход интуитивного «непознанного» в рациональное «познанное».
философия