Кировск железнодорожный. Железная дорога АО Апатит. Мурманская область.

Apr 27, 2024 22:05


Продолжим тему Кировска (Мурманской области). Напомню что в период с 16 по 18 января мы проводили наш отпуск в городе Кировск. Зарисовку про этот маленький городок Заполярья я уже делал, можно почитать по ссылке -  https://emper1or.livejournal.com/246422.html

А на этот раз поговорим о его железнодорожной части, а именно железной дороги АО Апатит (ФосАгро). Данная железная дорога весьма популярная среди фотографов благодаря горным пейзажами и трассировке дороги через Хибины. Открылось движение здесь в 1939 году. Линия прошла через Кировск дальше - к руднику имени Кирова, позднее она стала обслуживать и другие апатитовые месторождения за Большим Вудъявром (Расвумчорр, Юкспоррйок). Основное назначение железной дороги - вывоз апатитовой руды. Но это было не всегда. В одно время здесь существовали и пассажирские перевозки. В лучшие времена курсировало до 7 пар пригородных электропоездов до станции Апатиты, а также забегали вагоны беспересадочного сообщения из Ленинграда. Все это величие продлилось до 1996 года, когда данную линию вывели из под управления МПС и отдали под управление ОАО Апатит. С тех пор здесь курсируют только грузовые поезда. С одной стороны, доживи пассажирское движение до наших дней - не факт, что оно протянуло бы долго, с учетом передачи всех перевозок на заказы регионов. Единственное напоминание о пассажирском прошлом - остатки пассажирского вокзала Кировск-Мурманский.
1.



Данную фотографию уже могли видеть в предыдущем посте, но думаю в ЖД рассказе ей будет самое место. Наше знакомство с местной ЖД случилось 16 числа, в тот день была лютейшая метель с почти никакой видимостью. Чтобы подойти и нормально поснимать местную ЖД - надо было либо проходить сквозь сугробы (выше пояса), либо ходить по окрестностям в поисках высокой точки. Не зная точных объемов движения и имея короткий световой день, был высок шанс остаться с носом, без кадров. Но тут по первому главному пути маневровым порядком толкал вагончики местный ВЛ10У в красивой раскраске "ФосАгро". Ни как не подойти, не снять, надо думать и искать проход к линии. Пока думал, мимо еще на Юкспориок проскочил первый грузовой состав под тягой ВЛ15 в окрасе РЖД. Машина арендована предприятием. Снимок на телефон со стороны, для истории.
2.


В последние годы объем работы здесь вырос, а приписной парк АО Апатит не такой большой, предприятию приходится брать в аренду локомотивы у ОАО РЖД. С учетом горного профиля и весовых норм, сюда подходят идеально локомотивы серии ВЛ15 (они же "крокодилы"). Но время на месте не стоит, машины потихоньку устают. Например, уже тут чистый ВЛ10 встретить - невозможно. Все выставлены на продажу, а ВЛ10У - редки. Поэтому основная рабочая машинка - "крокодилы". Всего местный парк электровозов насчитывает 5 ВЛ10У, 5 ВЛ15А и такое же количество арендованных машин у РЖД серии ВЛ15. В 2012 году сюда поступила первая новинка - электровоз серии 2ЭС10 "Гранит" от компании Синара. Сейчас парк таких электровозов насчитывает 4 единицы, последняя машина пришла сюда в 2023 году.

Поняв, что нормально подойти  ЖД невозможно, принял решение, что нужно идти к путепроводу над ЖД, который находится почти у входных сигналов станции Юкспориок. А саму съемку проводил на перегоне Юкспориок - Вудъявр. С путепровода открылся вполне нормальный вид, жаль что ни хибин, ничего не видно. А электровоз ВЛ10У с составителем все катались туда сюда далеко не уезжая. Что это за маневры были - я так и не понял, но один главный путь они заняли. А вот грузовой с Вудъявра ждать пришлось не особо долго, минут 10-15 и следовал он как раз по неправильному пути. Чтобы читатель понимал - с Вудъявра следуют порожние составы, с Юкспориок - груженые. Там находится разветвление подъездных путей на погрузочные станции, пути которых уходят вверх по Хибинам. А наш порожний состав тащил красавец зеленый ВЛ15 один из тех, что арендован у РЖД.
3. ВЛ15-020


Можно считать это моим первым опытом съемки на промышленной железной дороги. Многие мои знакомые любят снимать подъездные, промышленные железные дороги, а я как-то обходил стороной. Но такую линию в Кировске обойти стороной - невозможно. Жаль, что в первый день были экстремальные условия для съемки.
Через три минуты наш ВЛ10У после множества попыток поездок туда сюда, все-таки решил откатиться подальше, что позволило сделать хороший кадр. Все же ВЛ10У здесь в меньшинстве.
4. ВЛ10У-732


Окрас у "ФосАгро" приятный, а вот вагончики, конечно, интересные. Такое тоже в моей практике впервые и очень было интересно наблюдать за их строением и расположением тележек. Но опять же, маневры странные. Следующие минут 20 наш электровоз продолжил кататься туда сюда эти жалкие метров 300-400, а пути к станции уже замело капитально - метель становилась сильнее и темнеть уже начало. В 14.20 со стороны Юкспориок показался поезд на Вудъявр, да под каким электровозом. Вот уж "Гранит" я не рассчитывал снять. Под приветливые гудки локомотивной бригады, мимо нас прошел красавец электровоз с груженным составом.
5. 2ЭС10-223


Опять отмечу прекрасный окрас "ФосАгро". На новой машине уже иначе выглядит обклейка с сине-зеленых тонах. Ранее "Гранит" я снимал только в Щербинке и там же удалось на нем покататься по кольцу, но это было больше 10 лет назад. Тогда машина казалась каким-то космосом - огромная кабина все удобства и тишина. Всего таких выпустили 179 машин, а дальше дело не пошло. Проект оказался дорогим для РЖД.
Для первого раза улов вышел прекрасный. Чуть больше чем за 40 полное разнообразие подвижного состава, но ждать что-то еще уже не было желания из-за сильной метели надвигающегося вечера - еще надо было дойти назад. Уже потом, по пути снял еще один электровоз с груженным составом под тягой ВЛ15А. Пусть будет для истории, потом в ЖЖ буду перечитывать и вспоминать те ощущения метели.
6.


В следующий раз до железной дороги мы доберемся 18 числа, когда мы радовались северному солнышку и прекрасным видам Хибин. Поснимать ЖД я решил в том же месте, где мы были в первый раз, а заодно снял вокзал Кировска-Мурманского при солнышке, хоть чуток позитивнее вид.
7.


Пока шли до путепровода, по пути встретились один ВЛ15 и 2ЭС10 друг другу - движение есть, это хороший признак. Дошли до места, решили посмотреть проход к озеру Большой Вудъявр, но там во всю работали снегоуборочные Камазы, да и рабочих железной дороги напрягать не хотелось. Времена нынче не самые спокойные все-таки. Искали вариант как бы красиво поснимать горы, а в один момент с Юкспориок показался грузовой состав. О, старый знакомый едет - ВЛ15-020, тот самый первый поезд, который я тут снял при знакомстве. Только тогда была метель, а сейчас прекрасная погода и виды гор.
8. ВЛ15-020


Столбы, столбы.. Но кадр зацепил и понравился. Так как световой день короткий, то солнце высоко здесь не поднимается и весь день светит закатными лучами. Он приятный и мягкий свет, но железную дорогу, которая идет в низине - особо не освещает. Поснимав горы, вернулись на старое место, да решили подождать еще хотя бы парочку поездов для комплекта.

Время шло, солнце становилось все ниже и красивый свет потихоньку уходил, а движения все не было. Хотя откуда его ждать, если в 40 минутных период прошло 3 поезда, а если сложить математически, то среднее движение тут 2-3 поезда в час. Правда много зависит от погрузочных станций. Спустя минут 20-25 со стороны Вудъявра показался прожектор - ну хоть что-то. В этот раз электровоз попался крайне колоритный - ВЛ15А-002. Во-первых, самый старый работающий из серии, во-вторых его вид - прекрасен, а особенно полупантографы группы "Синары".
9. ВЛ15А-002


И виды в хорошую погоду здесь как надо - все горы видно и частично город, точнее его окраины. Насколько я знаю, модификация ВЛ15А выпускалась специально для Апатит и выпущено всего 6 машин (001 уже списана, 5 машин в работе). Так что, тоже весьма удачный улов. В этот день стоять было холоднее, все же температура временами падала до -18, а тут еще и ветра были с озера. Следующий поезд вновь пришлось подождать минут 20 и вновь он шел с Вудъявра. Очередной порожняк под загрузку. Теперь локомотив был посимпатичнее и вновь ВЛ15А.
10. ВЛ15А-003


Интересно получилось, сначала 002, теперь 003. Пополнил коллекцию редкими локомотивами. Это было все хорошо, но хотелось теперь поезд с погрузочной стороны, ибо горы очень классно подсвечивало вечернее солнышко (и это в 13 часов, ага). Но на линии была тишина, ни намека на движение, будто какое-то окно. Мы видели пару поездов, как они спускались с гор от станций Погрузочная (они там нумерованы), думали что-то доедет до нас, но было тихо. Единственное движение, которое было через 40 минут после последнего грузового - это мотовоз, который летел с окна. Вот он хорошо вписался в финальный кадр на фоне гор.
11. МПТ-4


Не грузовой, но все равно красиво. На этой шикарной ноте мы прощаемся с железной дорогой АО Апатит. Правда, стоило нам пойти на остановку, как отправили груженый состав на Вудъявр под ВЛ15А, немного стало обидно, но мы уже успели нормально замерзнуть наверху. Автобус, как писал ранее, долго не ждали, поэтому до города добрались в тепле.

Железная дорога в этих краях живет, насколько понимаю Апатит и "ФосАгро" поддерживают здесь жизнь, дают работу местным. Если бы не эти предприятия, я думаю был бы упадок куда сильнее. Местные железнодорожники ждут новую технику, по слухам сюда приедут новенькие 3ЭС8 Малахит. Вот этих красавцев поснимать на фоне осенних гор - маленькая мечта и повод вернуться в эти края. Зимой своя красота, а осенью - своя.

Поддержать автора:

ВТБ - 4893 4703 1217 4292
Карта Юмани - 4048 4150 4755 9139
Карта Юмани Мир - 2204 1201 0568 4373

Кировск, Заполярье, Октябрьская железная дорога, Мурманская область

Previous post Next post
Up