Считается, что у каждого человека доминирующим является одно из полушарий. Если у человека более развито левое полушарие, то он скорее всего будет правшой, если правое - левшой, и только немногие (меньше 1%) homo sapiens являются амбидекстрами, то есть одинаково хорошо владеют правой и левой частями тела. Но до сих пор наука не дает точного объяснения, вследствие каких факторов происходит эта дифференциация. Статистика подсказывает нам, что леворукость передается генетически: если оба родителя левши, вероятность того, что их ребенок тоже будет левшой, составляет 26%, если только один из родителей левша, тогда уже 19%, для двоих правшей шанс стать родителями левши составляет 9%. Чем старше мать, тем выше вероятность того, что она родит левшу. Также, было установлено что у отцов-алкоголиков чаще рождаются дети-левши (Williams & Wilkins, 1985).
Разные исследования показывают, что процент левшей от общей популяции составляет от 8 до 15%, но в среднем считается, что левшами являются 13% всего населения, причем мужчины бывают левшами в два раза чаще, чем женщины. Доля левшей постепенно повышается, возможно, это связано с тем, что детей перестали массово переучивать, и почти исчезло социальное неприятие, а может быть это свидетельствует и о более глубинных изменениях, которые я буду анализировать далее.
Плюсы левшей:
- Среди мужчин получивших высшее образование левши богаче на 10-15% (Shaw, D.; McManus, I. C. 1993).
- У левшей выше вероятность отличиться умом. Левши составляют 20% сообщества людей с высоким IQ «MENSA». Одно из исследований показало, что из 100,000 абитуриентов, проходивших стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения США, в группе с самыми высокими результатами оказалось около 20% левшей (Santrock, John W. 2008).
- Считается, что левши демонстрируют более высокие творческие способности. Эти наблюдения имеют теоретическую подоплеку: связи между корой головного мозга в разных полушариях у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие, а жесткость устоявшихся связей может способствовать более стереотипному мышлению. Это, в общем, подтверждается эмпирическими наблюдениями)
- Некоторые исследования показывают, что у многих левшей необычайно хорошо развито визуальное пространственное воображение и соответствующие способности, поэтому среди них немало математиков, музыкантов, архитекторов и художников (Santrock, John W. 2008).
Минусы левшей:
- Вероятность стать алкоголиком у левшей больше, на это указывают очень много исследований, хотя корреляция разнится (Nasrallah et al., 1983; London, 1986; Bird and Novotny, 1991; McNamara et al., 1994; Cocchi, 1997; Leutin et al., 1999 и многие другие).
- Левши достигают полового созревания в среднем на 4-5 месяцев позже (Coren, Stanley, 1992).
- Некоторые исследования показали, что у левшей чаще бывают проблемы с обучением чтению, произношению и письму (Santrock, John W., 2008). Это также связывают с уже упомянутой сниженной жесткостью связей между корой полушарий, которая несет как плюсы, так и минусы, в данном случае - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
- Швейцарский исследователь Dr. Peter Irwin пришел к выводу, что левши в среднем более чувствительны к психоактивным веществам. Это не является однозначным минусом, но автор исследования теоретизирует, что именно из-за такой чувствительности в процессе эволюции левши, которых изначально было 50% , отсеивались и сейчас составляют меньшинство. С его точки зрения, первобытный человек, исследуя разные растения на съедобность, имел больше шансов выжить, если он был правшой.
- Среди аутистов больше левшей (Asbery, Carolyn. 2007), также левши немного более подвержены аллергиям и астме (Coren, Stanley. 1992).
Только относительно недавно люди перестали повально переучивать левшей. Переучивание не только травмирует психику ребенка, но и может приводить к печальным последствиям: капризности, пессимизму, энурезу, нелюбви к чтению, заиканию, задержке навыков рисования, двигательной пластики, трудностям произношения и заиканию (из-за того, что центры речи формируются одновременно в обоих полушариях и электрические импульсы в процессе произношения вынуждены проделывать долгий путь несколько раз через разные полушария, ощутимо зависая в узком месте - мозолистом теле). С другой стороны, существует мнение, что если у левши или правши многие функции разделяются между правым и левым полушарием, то переученному левше дано воспринимать обоими полушариями, нежели обычному человеку, у которого каждая функция воспринимается только одним полушарием, и лишь только после этого проходит через мозолистое тело, тем самым замедляя мышление человека.