Левши и правши

Jun 16, 2012 21:04



Считается, что у каждого человека доминирующим является одно из полушарий. Если у человека более развито левое полушарие, то он скорее всего будет правшой, если правое - левшой, и только немногие (меньше 1%) homo sapiens  являются амбидекстрами, то есть одинаково хорошо владеют правой и левой частями тела.  Но до сих пор наука не дает точного объяснения, вследствие каких факторов происходит эта дифференциация. Статистика подсказывает нам, что леворукость  передается  генетически: если оба родителя левши, вероятность того, что их ребенок тоже будет левшой, составляет 26%, если только один из родителей левша, тогда уже 19%, для двоих правшей шанс стать родителями левши составляет 9%. Чем старше мать, тем выше вероятность того, что она родит левшу. Также, было установлено что у отцов-алкоголиков чаще рождаются дети-левши (Williams & Wilkins, 1985).

Разные исследования показывают, что процент левшей от общей популяции составляет от 8 до 15%, но в среднем считается, что левшами являются 13%  всего населения, причем мужчины бывают левшами в два раза чаще, чем женщины.  Доля левшей постепенно повышается, возможно, это связано с тем, что детей перестали массово переучивать, и почти исчезло социальное неприятие, а может быть это свидетельствует и о более глубинных изменениях, которые я буду анализировать далее.

Плюсы левшей:
  1. Среди мужчин получивших высшее образование левши богаче на 10-15%  (Shaw, D.; McManus, I. C. 1993).
  2. У левшей выше вероятность отличиться умом.  Левши составляют 20%  сообщества людей с высоким IQ «MENSA». Одно из исследований показало, что  из 100,000 абитуриентов, проходивших стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения США, в группе с самыми высокими результатами оказалось около 20% левшей (Santrock, John W. 2008).
  3. Считается, что левши демонстрируют более высокие творческие способности. Эти наблюдения имеют теоретическую подоплеку: связи между корой головного мозга в разных полушариях у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие, а жесткость устоявшихся связей может способствовать более стереотипному мышлению. Это, в общем, подтверждается эмпирическими наблюдениями)
  4. Некоторые исследования показывают, что у многих левшей необычайно хорошо развито  визуальное пространственное воображение и соответствующие способности, поэтому среди них немало математиков, музыкантов, архитекторов и художников (Santrock, John W. 2008).

Минусы левшей:
  1. Вероятность стать алкоголиком у левшей больше, на это указывают очень много исследований, хотя корреляция разнится (Nasrallah et al., 1983; London, 1986; Bird and Novotny, 1991; McNamara et al., 1994; Cocchi, 1997; Leutin et al., 1999 и многие другие).
  2. Левши достигают полового созревания в среднем на 4-5 месяцев позже (Coren, Stanley, 1992).
  3. Некоторые исследования показали, что у левшей чаще бывают проблемы с обучением чтению, произношению и письму (Santrock, John W., 2008). Это также связывают с уже упомянутой сниженной жесткостью связей между корой полушарий, которая несет как плюсы, так и минусы, в данном случае - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
  4. Швейцарский исследователь Dr. Peter Irwin пришел к выводу, что левши в среднем более чувствительны к психоактивным веществам. Это не является однозначным минусом, но автор исследования теоретизирует, что именно из-за такой чувствительности в процессе эволюции левши, которых изначально было 50% , отсеивались и сейчас составляют меньшинство. С его точки зрения, первобытный человек, исследуя разные растения на съедобность, имел больше шансов выжить, если он был правшой.
  5. Среди аутистов больше левшей (Asbery, Carolyn. 2007), также левши немного более подвержены аллергиям и астме (Coren, Stanley. 1992).

Только относительно недавно люди перестали повально переучивать левшей. Переучивание не только травмирует психику ребенка, но и может приводить к печальным последствиям: капризности, пессимизму, энурезу, нелюбви к чтению, заиканию, задержке навыков рисования, двигательной пластики, трудностям произношения и заиканию (из-за того, что центры речи формируются одновременно в обоих полушариях и электрические импульсы в процессе произношения вынуждены проделывать долгий путь несколько раз через разные полушария, ощутимо зависая в узком месте  - мозолистом теле). С другой стороны, существует мнение, что если у левши или правши многие функции разделяются между правым и левым полушарием, то переученному левше дано воспринимать обоими полушариями, нежели обычному человеку, у которого каждая функция воспринимается только одним полушарием, и лишь только после этого проходит через мозолистое тело, тем самым замедляя мышление человека.
Previous post Next post
Up