Голодомор, Роберт Конквест и как гадила англичанка

Nov 06, 2007 08:26

.

Робет Конквест, если верить описанию из Гардиан - поэт, дипломат, историк, человек с пёстрой биографией "больше чем сама жизнь" и просто великий человек.
Разумеется, сильнее всего он прославился в роли "историка", издав два классических труда - о "большом терроре" и о "голодоморе".
("profile" February 15, 2003 http://books.guardian.co.uk/poetry/features/0,12887,902797,00.html )

"Это был Солженицын раньше Солженицина" с восторгом отмечала статья, и положение Конквеста как классика истории коммунизма, по-видимому, непоколебимо даже сегодня, когда стало доступно множество реальных документов и цифр той эпохи.

Так, статья о сталинских 1930х в американской Википедии - отражая превалирующее там мнение - полностью написана ссылками на Конквеста и его утверждениями. Несмотря на неофициальность, Википедия сегодня реклаамируется как де-факто информационный стандарт интернет-эпохи, самый успешный проект Веба-2. Гугл типично дает ссылку на статью оттуда либо первой, либо второй-третьей, в самом начале страницы результатов поиска.

Тем более интересно мне стало, когда я в ЖЖ увидел ссылку на (полезные сами по себе) статьи об истории Голодомора, в которых утверждалось:
    "Прошлое самого Конквеста было обнародовано газетой Guardian 27 января 1978г. в статье, которая описала его как бывшего агента отдела дезинформации британской разведки - Информационного исследовательского отдела (IRD). IRD был учрежден в 1947 г. (первоначально он назывался «коммунистическое информбюро»). Его главной задачей была борьба с коммунистическим влиянием путем изготовления и распространения соответствующей информации среди политиков, журналистов и других известных людей с тем, чтобы они в нужном русле формировали общественное мнение."

    http://community.livejournal.com/golodomor3233/8608.html
    ( via http://a-rakovskij.livejournal.com/175589.html )

Статья немедленно обнаружилась на Интернете. Привожу её сокращенный перевод - 27 янв 1978 года -
http://www.cambridgeclarion.org/e/fo_deceit_unit_graun_27jan1978.html
    David Leigh recounts the 30-year history of the Foreign Office's covert propaganda operation

    Death of the department that never was.
    На смерть Отдела которого никогда не было
    David Leigh, Guardian Friday 27 January 1978, page 13

    Впервые появляются детали о секретной смерти, после 30 лет секретной жизни, всемирно британской сети пропаганды, работавшей против коммунизма и в основном в странах третьего мира. Это была операция, которая не смогла перемениться с изменившимся временем и в последние 18 месяцев её жизни она была вычишена в основном по приказу тогдашнего Секретаря иностранных дел, г-на Тони Кросланда (...)
    (...)
    Это было логической кульминацией попыток привести организацию - так называемый "отдел информационных исследований" Форин Оффис - под политический контроль и отказаться от её секретных повадок времен холодной войны.

    ОИИ (IRD) также выполнял законные задания по исследованиям и информированию. Можно утверждать, что успешная пропагадна обязано большую часть времени давать объективную и полезную информацию. (...)

    (...) те, кого снабжали информацией через ОИИ ... были среди самых известных журналистов, писавших о международных отношениях. .. ОИИ прикладывало все усилия чтобы скрыть свою настоящую роль в распространении пропаганды от некоторых из своих клиентов. Операция за все 30 лет после войны никогда не оглашалась Парламенту или публике.
    (...)
    (...)
    В 1947м Кристофер Мейхью, тогда младший министр иностранных дел лейбористов, написал конфиденциальную записку Эрнесту Бевину, Секретарю Иностранных Дел. Он предложил тайную "пропагандистскую контр-атаку" против русских при помощи отдела в Форин Офисе. Аттли вызвал его в (резиденцию) Chequers чтобы обсудить предложение и до 1950го Мэйхью возглавлял ОИИ вместе с сэром Ивоном Киркпатриком, тогда заместителем под-секретаря в Форин Офис, а позже главой ITA.

    Отдел был секретным. Британия была первой державой, которая предложила контратаку, вспоминал Мэйхью, хотя ЦРУ и информационное агентство США также создавались в это же время. ОИИ распространял материалы по всему миру через английские посольства.

    "Мы абсолютно ничего не делали чтобы исказить британские СМИ", утверждает Мэйхью. "Это было черной пропагандой только в том смысле, что наша работа была секретной, и существование отделз было конфиденциально".

    Главными жертвами секретности по-видимому были читатели иностранных газет - и британская публика, которую держали в неведении, пока неподотчетные холодновоины работали, по крайней мере, официально, в её интересах.

    Русские знали об отделе с самого начала из-за Гая Бёрджеса, потому что один из трех коммунистов-перебежчиков в деле Филби работал в ОИИ с 1948 года.
    Мэйхью написал рапорт о его увольнении через 2 месяца за то, что тот был "грязен, пьян и ленив".

    ОИИ был укомплектован многими эмигрантами из стран за железным занавесом, часто журналистами и писателюми специально завербованными для этой цели. Чиновники ОИИ не знали о частях того, что происходило в соседних частях организации, и им было приказано не сообщать даже служащим Форин Офис о том, где они работали. Задачаа их была указана в документе, как вспоминал один из них, говорящем о "силах" как дома, так и за рубежом, против которых надо "сражаться". (Внутренние?) справочники ссылались лишь на то, что ОИИ выполняет "особые поручения". Даже в последний год работы секретность не была снята. Задача ОИИ была всего лишь в "составлении информационных отчетов для миссий Её Величества за рубежом"

    Созданная по модели военный операций психологической войны, ОИИ расцвела в 1950х. Число служащих только советского подотдела выросло с 20 до более чем 60. Посольства Великобритании держали людей ОИИ нелегально, под прикрытием легенд, и распространяли материалы местным журналистам - и тем, кто формировал общественное мнение. Эта деятельность управлялась вначале из оффисов в Carlton House Terrace, а затем, когда она расширилась, из 12-этажного здания Rivewalk House, Millbank в Лондоне.

    Типичной операцией ОИИ в дни её расцвета было бы, например, изучать прессу стран восточного блока для выделения сообщений о пьянстве для того, чтобы создать статью, внушавшую, что при коммунизме алкоголизм достиг небывалого размаха. Старшие чиновники признают, что эти материалы были сильно предвзяты.

    (...) ЦРУ .... называло бы подобные операции "серой пропагандой". По сути, это фактический материал к которому по желанию и где необходимо добавлялся "спин".
    (...)
    ОИИ также поощряло публикации, которые УайтХолл называл "перекрестно опылёнными". Роберт Конквест, ученый и писатель, который часто был критичен к Советскому Союзу, был одним из работников ОИИ.
    Он числился в Форин Офис до 1956 года.

    После того, как он покинул английский МИД, ОИИ предложило ему скомбинировать данные, которые он выбрал из советских публикаций в книгу. Конквест продал в издательство Бодли Хед серию из 8ми "Soviet Studies". Бодли Хед говорит, что он публиковал серию как под обычным коммерческим контрактом, продав 1500 копий, треть тиража, американскому издателю Fred Praeger. Praeger ранее публиковал книги по просьбам ЦРУ, и он также утверждает, что это было обычная коммерческая сделка.

    Дейвид Флойд, корреспондент Дейли Телеграф по коммунизму, также вспоминает, что он написал буклет о Китае по просьбе ОИИ. Этот заказ исходил из ОИИ потому что они хотели распространять его дипломатам, объяснили Флойду.

    Главные цели ИОО были в третьем мире - как Мэйхью выражается, чтобы "ударить в ответ на русскую пропаганду со всей силой". Также это должно было "быть полезно" для использования в британских СМИ и среди тех, кто формирует общественное мнение [вспомните уверения в обратном несколькими абзацами выше - emdrone]. Помимо снабжения Международной Службы БиБиСи составлялись секретные списки "одобряемых журналистов" и чиновников профсоюзов, которым материалы предлагались (пусть и не всегда принимались). Чаще ОИИ просто предлагал прямую помощь в сборе информации. Получатели - часто эксперты в своих областях - могли оценивать и оценивали её качество. (...) Список журналистов составлял примерно 100 имен.

    Среди имен, которые мы смогли проследить - два лейбористских члена парламента... в списках были три журналиста, связанных с Файненшл Таймз, 5 из Таймз, двое из Обзёрвера, 5 из Санди Таймз, 5 из Телеграф, 6 из Экономист, один из Дейли Мейл, двое из Миррор, один из Санди Миррор, и один из Экспресс [попросту говоря, это покрывает все ведущие английские печатные издания - emdrone]

    Журналисты из Гардиан включали ... (4 имени).

    Других журналистов вносили в негласный черный список как политически нежелательных или им отказывали в предоставлении помощи, если они вели себя политически неверно.

    Знакомства и сведение с ОИИ делалось укромно; один знаменитый журналист либерального толка вспоминает, как его на ланч в лондонский клуб пригласил его уходящий на пенсию предшественник, который передал его своему контакту-связнику с ОИИ. Всем журналистам о самом департаменте сообщали как можно меньше. Материалы высывались им домой в заурядной, не привлекающей внимания упаковке. Корреспонденция помечалась как "личная" и не несла никаких идентификационных надписей о департаменте и не могла упоминать его названия.

    Журналистам объясняли, что документы "подготавливались ... в первую очередь для членов дипломатической службы", но они позволяют небольшому числу людей знакомиться с материалами на основе личного знакомства вне дипломатической службы. Что это не формулировки официальной позиции и что их нельзя приписывать Правительству Её Величества, и что сами заголовки также не могут цитироваться в печати. Документы нельзя показывать никому другому и как только нужда в них отпадет, они должны быть уничтожены.

    (...) В конце концов звезда ОИИ закатилась (... примерно в 1970 году). Примерно тогда ОИИ было приказано прекратить заниматься коммунизмом до такой степени, и службу переориентировали на подрывную контр-деятельность против Ирландской Республиканской Армии.

    (...)
    ОИИ была упразднена в мае 1977 года
    (...)

    Однако государственная пропаганда не прекратилась. Был создан новый Отдел Заморской Информации (Overseas Information Department) внутри самой Форин Оффис, гораздо более скромный по размерам и с гораздо более широким кругом задач. (...)[далее автор указывает, насколько лучше и прогрессивнее современная форма отдела дезинформации, шеф которой выступает "даже" за рассекречивание некоторых из её материалов - emdrone]

В заключение отметим, что в эти же самые годы в США был создан целый фронт по влиянию на писателей, журналистов, художников-артистов для войны с русскими (сегодня сайт ЦРУ называет его "самой успешной операцией тайной пропагандистской войны"), европейскую секцию которого возглавлял кузин и благодетель Набокова, Николай - см. об этом предыдущую заметку в этом журнале.

И, конечно, история поучительна не просто разоблачением "историка", но тем, что те же самые методы применяются и сегодня - и ни в коем случае нельзя считать работы Хейстингса, Бивора, Робертса и прочих "английских историков" просто исследованиями.
Всегда следует помнить прошлый опыт и держать в голове, откуда берутся откровения про особое пьянство русских, небывалые в истории репрессии и москальско-русскими организованный голодомор.

(p.s. фото гадящей англичанки - via kemchik, с благодарностью)

p.p.s оказывается, Конквеста уже ловили на том, что фотографии голода самого начала 20х (22?) он выдавал за фото "голодомора" начала 30х - ссылка есть у a_rakovskij :
http://a-rakovskij.livejournal.com/23441.html
Previous post Next post
Up