Originally posted by
a_supergirl at
Невесты и фотографы: краткий юридический ликбезКак юрист, работающий со свадебниками, не могу не написать этот пост: это то, с чем я сталкиваюсь каждый день.
Думаю, он будет полезен всем невестам (и фотографам) - для понимания того, что же покупают молодожены, платя фотографу.
Итак, у нас есть отношения фотограф - клиент. Они могут быть опосредованы договором, могут быть без договора. Могут быть платными, а могут быть так называемыми TFP (бесплатными). Это все не так уж и важно. Важно то, кто и на что получает в итоге право.
Готовый результат работы фотографа состоит из двух частей: собственно фотографии как данность (распечатанные, записанные на DVD и т.п.) и авторские права на фотографии. Фотографии как данность - это собственность клиента. А вот авторские права на фотографии ВСЕГДА возникают у фотографа. Часть из них он передает клиентам, часть - оставляет при себе.
Есть, правда, одно исключение: авторские права на служебные произведения принадлежат работодателю. Вот только молодожены работодателем фотографа признаваться не могут: работодатель - это тот, с кем заключен ТРУДОВОЙ договор, кто ведет трудовую книжку, кто уплачивает налоги с зарплаты во всяческие фонды. Так что это не наш случай.
Право на имя (то есть право признаваться фотографом, автором фото) - передать нельзя никак вообще от слова совсем. Если автор проставил на фотографии свой копирайт - то удаление копирайта является нарушением авторского права, которое влечет возникновение у автора права на денежную компенсацию. В моей практике суды за такое действие начисляют 10 тысяч рублей, но бывает, что и больше.
Молодоженам автор по умолчанию передает право для использования фотографий для личного семейного архива. ВСЕ. То есть в альбом положить, в рамочку поставить, в Интернете друзьям показать. Иногда в договорах оговаривается еще и право некоммерческого использования в конкурсах-выставках - с обязательным указанием авторства. А может и не оговариваться. А может быть по устной договоренности.
Если же молодожены желают фотографии использовать коммерчески, продавать, давать «попользоваться» свадебному салону для рекламы своих услуг и т.п. - то это уже передача прав на использование, она должна быть специально оговорена в договоре, и стоит это совсем других денег…
Любая обрезка фотографий, изменение цвета, размера и т.п. - это переработка, и право на нее по умолчанию имеет только автор. Нарушение этого права - это, опять же, повод для судебного разбирательства и требования фотографом денежной компенсации.
Вопреки распространенному заблуждению невест и фотографов, выкуп RAW-файлов (т.е. необработанных исходников) не равнозначен передаче исключительных авторских прав. RAW’ы, действительно, являются доказательством авторства, однако если правильно оформить их передачу, то переданы будут всего лишь сами RAW’ы, а не авторские права на них.
Таким образом, у фотографа почти всегда остается большинство прав на использование полученных им изображений: право выставлять на конкурсах, право продавать для рекламных целей и т.п. И если молодожены хотят избежать «огласки» деталей их свадьбы, это следует обязательно проработать в договоре.
С другой стороны, у каждого человека есть право на его собственное изображение. Если композиционно фигура человека занимает центральное место в сюжете фотографии, фотограф может использовать такую фотографию только с согласия изображенного на ней лица (т.е. продать в журнал фотографию целующихся молодоженов против их воли будет противозаконно; а вот фотографии колечек на подушечке - запросто!) Именно поэтому фотографам рекомендуется включать в договор с клиентами пункт о согласии на использование изображения. А при съемке на условиях TFP - это вообще ключевой момент (в этом и состоит суть так называемого модел-релиза).
ЗЫ фотографы, которые работают по договорам оказания услуг или по договорам подряда - у меня к вам вопрос. Вам договор нужен, чтоб клиенты отвязались, или правда удобно шурупы молотком в стену закручивать?
Ну не предназначены ни договор подряда, ни договор возмездного оказания услуг для регулирования этих отношений, это все равно, что свадьбу на "Нокию" снимать! Ведь есть же прекрасный инструмент - договор авторского заказа, почему вы им не пользуетесь?!