Мэрил

May 11, 2008 22:55

Вот статьи Мэрил про unschooling в музыкальной педагогике. Я вышла на Мэрил, когда искала в сети информацию про одного из основоположников движения unschooling, Джона Холта. Холт в 60-е был учителем в школе, и вот что он делал. Он много лет систематически ходил на уроки к разным своим коллегам и очень внимательно следил за каждым ребенком - как тот ( Read more... )

школа, песня, женщины

Leave a comment

yasha May 14 2008, 20:51:42 UTC
Тема очень интересная. Тут, мне кажется, важно различать два подхода: при одном воспитывают профессионала, при втором дают ребёнку возможность проявить себя. Воспитание профессионала - это всё-таки не совсем экологичный процесс, в живой природе профессионалы не встречаются. Чтобы создать профессионала, нужны жёсткие рамки, постоянный труд, педагог, знающий конечную цель. При этом страдание не является обязательной частью процесса - некоторым такая форма обучения приятнее любой другой. В результате подготовки рождается миллион крепких профессионалов и на этот миллион - один гений. Пройдя закалку и достигнув совершенства в технологии процесса, он превосходит эту технологию и обретает способность выходить за её рамки. Выйти за них можно, только как следует их освоив ( ... )

Reply

emahunt May 15 2008, 02:31:19 UTC
Там, кажется, сложнее - в плане родительских мотиваций. В дискуссиях по обеим ссылкам неоднократно высказывалось мнение, что учить надо строго и системно, НЕ стремясь сделать из ребенка профессионала (шанс невелик, все признают это). Но зато надо, чтобы у ребенка был ВЫБОР, если он вдруг потом в будущем захочет получать от игры духовное удовлетворение. Just in case.

При этом здесь и сейчас это может быть напряжно и болезненно, но почему-то в период детства это допускается (девальвация детского опыта, детского периода? а как же психоанализ и производные?) ради блаженства во взрослом возрасте. Не знаю, что определяет важность опыта того или иного возрастного периода - длительность? сознательность?

Вообще, obsession темой потенциального выбора в западной культуре - очень интересный момент, всюду его вижу.

Reply

kuka_ra May 15 2008, 03:25:00 UTC
Спасибо, что напомнили. На днях разговор шел про профессиональных поваров - о том, собственно, что многие профессиональные повара перестают быть любителями, то есть, о том, что профессионализм в какой-то момент сживает со свету любовь к своему делу, к творчеству.

Собственно, меня так и отучили петь. Вот теперь кашеварю и вяжу - надо же творческую энергию куда-то девать, - а за рояль сажусь очень редко. И не пою почти никогда. Потому что Профессионал. :-/

Reply

kuka_ra May 15 2008, 03:38:34 UTC
Но вообще Яша дело говорит, очень толково. Видимо, вопрос действительно (отчасти, по крайней мере) в том, чего мы хотим - то есть, как всегда, в системе ценностей. При всей моей любви к Гульду (читай, музыкальный гений), я с радостью им пожертвую, дабы вернуть в жизнь благополучно почившую в бозе в XVII-XVIII веке традицию домашнего музицирования, импровизации - когда музицирование не является уделом избранных, а всего лишь способом совместного времяпрепровождения, совместного самовыражения и взаимопроникновения (но для этого телевидение надо уничтожить как класс!). Видится мне, что моя точка зрения настолько же сходна, насколько и противоположна Яшиной - не пытаясь процитировать весь пост, приведу только его Пройдя закалку и достигнув совершенства в технологии процесса, он превосходит эту технологию и обретает способность выходить за её рамки. Выйти за них можно, только как следует их освоив!Мне видится, что когда творцу нужен инструмент, он его изобретает. Когда музыканту - тому, который вот тот самый гений от природы - становится ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

kuka_ra May 15 2008, 13:16:54 UTC
Да-да, как мы понимаем, семьи Баха и Гайдна, к примеру, типичные богатые. :-/

Педагогов-тиранов я сама лично не встречала Речь не идет о педагогах, которые бьют или как-то еще физически мучают детей. Принуждение и занудство наносят гораздо большие травмы, только душевные, и с этой точки зрения почти все педагоги, которые встречались мне, так или иначе тиранами были. Ведь речь на самом деле идет о том, что классическая система музыкального (и не только музыкального) образования - и я не знаю, насколько близко Вы с ней знакомы, а я таки да, 20 лет в ней варилась - устроена так, что места для интереса и творчества ребенка в конечном итоге практически не оставляет. Беда не в том, что нас заставляют играть гаммы - а в том, что нас заставляют играть гаммы, и никому не приходит в голову, что это можно сделать интересно. Так что в конечном итоге, увы, гениальные музыканты получаются не благодаря системе, а вопреки ей.

Reply


Leave a comment

Up