Вот
статьи Мэрил про unschooling в музыкальной педагогике. Я вышла на Мэрил, когда искала в сети информацию про одного из основоположников движения unschooling, Джона Холта. Холт в 60-е был учителем в школе, и вот что он делал. Он много лет систематически ходил на уроки к разным своим коллегам и очень внимательно следил за каждым ребенком - как тот
(
Read more... )
Мне видится, что когда творцу нужен инструмент, он его изобретает. Когда музыканту - тому, который вот тот самый гений от природы - становится тесно в старой технике, он ее осваивает, создает. Связь работает в обе стороны: можно превозмочь границы через бесконечные Трансцендентальные этюды, двигая горы, ломая руки и превозмогая сложности, - а можно вообще спокойно пройти мимо всего того, что другие видят как препятствия, просветленно играя простенькую сонату Скарлатти, как мой любимый Магистр музыки.
И кому дано судить, кто выше - Бах или Шуман? Каждому свое.
Но я всегда предпочту свободу выбора, даже если этот выбор может означать отказ быть профессионалом, чем таки стать профессионалом (а может и, чем бог не шутит, гением?) под чужим принуждением.
Reply
(The comment has been removed)
Педагогов-тиранов я сама лично не встречала Речь не идет о педагогах, которые бьют или как-то еще физически мучают детей. Принуждение и занудство наносят гораздо большие травмы, только душевные, и с этой точки зрения почти все педагоги, которые встречались мне, так или иначе тиранами были. Ведь речь на самом деле идет о том, что классическая система музыкального (и не только музыкального) образования - и я не знаю, насколько близко Вы с ней знакомы, а я таки да, 20 лет в ней варилась - устроена так, что места для интереса и творчества ребенка в конечном итоге практически не оставляет. Беда не в том, что нас заставляют играть гаммы - а в том, что нас заставляют играть гаммы, и никому не приходит в голову, что это можно сделать интересно. Так что в конечном итоге, увы, гениальные музыканты получаются не благодаря системе, а вопреки ей.
Reply
Leave a comment