Оригинал взят у
olga_zelenholm в
С Новым Годом! от 21 декабря 2008 года
***
"- Хватит с меня черной ночи! - воскликнул Муми-тролль. - Я замерзаю. Мне грустно и одиноко. Хочу, чтобы солнце вернулось!
- Но как раз поэтому мы и зажжем нынче ночью большой зимний костер, - сказала Тиу-Тикки. - Получишь свое солнце завтра."
Cегодня в 3 дня (15.04-астрономическое солнцестояние), завтра на восходе и потом в один из первых дней января нужно бы делать то, что по договоренности, много раз менявшейся, делается 31 декабря в 12 ночи.
Мы многие вещи называем суевериями и предрассудками - а скажите, каким словом назвать эту страную привычку в некий условно выбранный день есть оливье, взрывать петарды, а в полночь стоять у телевизора, хлопать бутылками с шампанским, чокаться и при этом загадывать желания (сжигать бумажки и дрожащей рукой бросать пепел в бокал - мы же люди 21века, и кстати православные)? Суеверия пост-индустриального, информационного или какого там еще мира гораздо более абсурдны и зачастую уродливы тем, что их астрономическая, религиозная, словом, практическая основа забыта, а значит, поскольку ничто не задает форму, она может быть любой... А выполняются-то они с истинно религиозным фанатизмом. Видишь в них остатки того, что когда-то делалось с пониманием, хвостики осмысленных обрядов - тут хвостик, там хвостик - даже в петардах, в обмене подарками, который трансмутировал в этот феббрильно-эпилептический рождественский - что бы вы думали? - шоппинг...
Почему мы, например, ставим елку? Это связано с евангельской легендой? Скорее, потому, что это вечнозеленое дерево символизирует вечнодлящуюся жизнь - и возвращение солнца из странствия, в которое оно могло бы уйти навсегда.
"Особенно тяжелы были последние дни перед тем, как Солнце вновь повернуло свой лик к земле. Потемнели сны; бесцветной и зыбкой, словно не имея силы воплотиться полностью, стала явь. Казалось, Солнце колеблется - идти ли ему дальше по дороге, уводящей от земли в черную даль, или вернуться? И земля замерла в ужасе перед опасностью навсегда быть ввергнутой в ледяную тьму..."
Обмениваемся подарками, чтобы не занести обиды в новый год. Не ложимся до утра, хотя все вроде бы случилось в полночь, не "чтобы взорвать все эти клевые петарды", а чтобы провести самую длинную и темную ночь в году настороже и дождаться рассвета первого дня, когда встает новое солнце, и поприветствовать его. Петарды тоже не бессмысленны (хотя, признаться, раздражают), в них огонь и шум, которые так важны в эту самую ночь, чтобы не поддасться всяким морокам из тьмы. Гирлянды должны бы быть цепочками огоньков, которые дают свет в отсутствие солнца. Празднования длятся около двух недель и закончатся в первых числах января, куда падает множество праздников в разных культурах, а в христианстве - крещение (сдвинутое у нас, как и само рождество, на две недели) - об нем ближе к делу :).
Народится новое солнышко
В этом праздник
А если мы приветствуем его так, как мы это делаем,
то бедные мы с вами люди...
***Оригинал взят у
olga_zelenholm в
Всех упрямых, хороших - с новым годом!от 31 декабря 2008 года
***
Всех нас, упрямо режущих салаты именно сегодня, чистящих селедок, милых, выбирающих между Иронией судьбы и Задорновым, немного забавных, пишущих смс-ки тем, кого любили всегда, но об этом не помнили, торопящихся в гости, чтобы порадовать, прощающих все, стремящихся быть вместе, пакующих подарки дрожащими руками, вручающих их с глуповатыми улыбками, открывающих с замиранием сердца, позволивших наконец дать выход любви, преисполненных ей - от всего сердца с праздником!
Праздник - такое существо, которое имеет собственный смысл и собственное достоинство, даже когда не помнит о корнях.
И в то же время. Мы радуемся запаху хвои в доме, вешаем игрушки на ветки, хотя дерево не будет больше жить, придаем столу праздничность, а многие из блюд тоже могли бы еще ходить под солнцем, фейерверки пугают птиц и наутро ни одной не будет под окном - а год катится дальше, и солнце катится по небу, и нам так хочется всем со всеми поделиться. Все двойственно, все смешанно, и, наверно, по-другому не может быть в этом мире и особенно в эти дни на стыке.
Доброго вам года!
***Оригинал взят у
olga_zelenholm в
ворчалка - святки в Музее деревянного зодчества от 15 января 2009 года
***
Опять эклектика. И из года в год одна и та же кельтская плясовая. А в этот раз ей составили компанию песнопения наших добрых соседей (похожие на карельские). Мне они понравились, я совершенно не ксенофоб, но я НЕ УЛАВЛИВАЮ (и не одинока в этом), почему ставится музыка, которая упрямо не соответствует колядкам, платкам и картузам, и откуда эта любовь к веселью по-ирландски.
Я уже не говорю, что мы справляем святки на 2 недели позже. Никто не будет спорить, что григорианский календарь точнее, да никто, как правило, в это и не вникает. Мы просто живем по григорианскому календарю, а справляем рождество, крещение, святки - по старому, упраздненному, юлианскому. Он за время его использования накопил погрешность в две недели и продолжает оную погрешность копить: в 22-м веке будут отмечать рождество 8-го, а крещение 20-го (потому что по старому календарю 2100 год будет високосным, а по григорианскому не будет, следовательно, все даты по старому стилю уползут на день вперед). Вода будет становиться святой на день позже (причем строго в рамках границ РФ, потому что даже не все православные церкви отмечают крещение в один с нами день, не говоря уж о католиках). Н-да. Вот так. И мне обидно веселиться, гадать и нырять в прорубь по указаниям ошибающегося календаря.
На празднике одинокое горящее колесо одиноко скатилось вниз по склону к реке. Просто бесшабашное веселье и удалой разгул. Все это было чинно заснять операторами и присутствующими. А можно, казалось бы, было этнографически пораскинуть и догадаться, что в праздник возрождающегося солнца горящее колесо следует не пускать вниз, а вкатывать вверх, чтобы помочь солнцу подниматься все выше. И еще одна этнографическая непонятность: костер, конечно, нужен, но кто сказал, что зимой через него прыгали? Всё происходящее, естественнно, не есть реконсрукция обряда, но далека ли черта, у которой кончается игра в обряд и начинается компот из имитации, догадок, недогадок и всего, что под руку попадется?
.***
Оригинал взят у
olga_zelenholm в
Крещениеот 19 января 2009 года
***
ОНИ ОШИБЛИСЬ НА 2 С ПОЛОВИНОЙ НЕДЕЛИ?
Я до сих пор устало удивляюсь, что мы справляем святки на 2 недели позже. Никто не будет спорить, что григорианский календарь точнее, да никто, как правило, в это и не вникает. Мы просто живем по григорианскому календарю, а справляем рождество, крещение, святки - по старому, упраздненному, юлианскому. Он за время его использования накопил погрешность в две недели и продолжает оную погрешность копить: в 22-м веке будут отмечать рождество 8-го, а крещение 20-го (потому что по старому календарю 2100 год будет високосным, а по григорианскому не будет, следовательно, все даты по старому стилю уползут на день вперед). Вода будет становиться святой на день позже (причем строго в рамках границ РФ, потому что даже не все православные церкви отмечают крещение в один с нами день, не говоря уж о католиках). Н-да. Вот так. И мне обидно веселиться, гадать и нырять в прорубь по указаниям ошибающегося календаря.
***Оригинал взят у
olga_zelenholm в
Новый Год - когда? Как? Почему? И что делать?от 25 декабря 2009 года
***
Я уже
размышляла в прошлом году, когда нужно бы справлять Новый год. Вообще говоря, по всему похоже, что рождается новое солнце и новый год не в определенный момент или даже день, это не мгновенный качественный скачок, а непростой процесс, занимающий около двух недель (Святки, Сатурналии в древнем Риме, Yule tide у германцев, Christmastide (12 ночей между рождеством и праздником Богоявления в англоязычных странах), Дикая охота у скандинавов). Начинается с самой длинной ночи в году, на которую приходится солнцестояние (назовем эту точку Карачун), а кончаться должен бы неким праздником, место которого в христианстве заняло Крещение или Богоявление (у православных и католиков соответственно), и падать он должен бы на 2-4 января (по поводу пристрастия наших людей окунаться в прорубь 19-го я уже
удивлялась).
Это период, несомненно, в высшей степени необычный и требует осторожного обращения. В это время происходит переход на новый виток, отсюда две его главные особенности: во-первых, нужно следить за своими действиями, чтобы не задать какое-то нежелательное направление развитию этого витка, а во-вторых, чтобы обновиться, жизнь сначала полностью сходит на нет, во тьму, и там же во тьме зарождается вновь; оттуда, куда она сходит , в этот период приходят в срединный мир разнообразные гости, пользуясь отчасти тем, что солнце слабо и защитить людей не может. Солнце спустилось за изнанку мира, жизнь людей отражает эту перемену и потому допускает и даже требует того, что в другое время года недопустимо (переодевание, обмен социальными ролями, шутки над соседями и весьма своеобразные святочные игры). Все должно быть наоборот - мужчины переодеваются в женщин, слуги в хозяев, соседям вредят, и позволяется себе вообще то, о чем в другое время года даже думать стыдно. В это время, из-за его свойств, возможен разговор и взаимодействие с иным миром (пространством, где жизнь зарождается и где определяется, какой она будет) посредством знаков.
Открывает этот период Карачун - самая длинная и темная ночь в году. Он выпускает на землю духов, враждебных человеку, в том числе стихийных - пургу, буран, стаи метелей-волков (что Карачун в этом году и сделал - очень ощутимые были снегопады 21 декабря в некоторых местностях, и в Европе тоже). Но приходят и деды, им готовится трапеза. В этом году солнцестояние выпало на 21 декабря, 20:47 (строго говоря, одинаково самых длинных ночей больше: продолжительность дня 20, 21 и 22 декабря - 07.00). Главная задача на Карачун - отпугивать духов: смеяться-дурачиться, шуметь-веселиться, петь (желательно что-нибудь непристойное), топать-хлопать, жечь огонь. Это, собственно еще не совсем новый год.
День начинает прибывать 23-го, а через три дня накапливает целый "воробьиный скок". На этот день, 24-е, приходится канун праздника, который назовем Коляда. Здесь уже уместно думать о том, каким будет грядущий год, и пытаться повлиять на него - словом и символом. Пора петь колядки с добрыми пожеланиями хозяевам, а что до символов, то они пронизывают буквально все и не должны быть недооценены на праздничном столе.
Традиционно в России на Рождество (которое из-за погрешности календаря "уползло" на 2 недели) ели кутью, постную в Сочельник (собственно, это слово происходит от слова сочиво - зерна, размоченные в воде до состояния каши, блюдо, обязательное именно для этого вечера; на сочельник, в канун праздника, кстати, если только постные блюда, причем фиксированное количество - 13), "богатую" в сам праздник (с маслом, медом, орехами, сухофруктами) (вариант - жирная Гурьевская манная каша): зерно связано с идеей возрождающейся жизни, а многочисленность зернышек - в достатком. И в нашей культуре, и у германцев на столе было изобилие свинины в разных видах - как считается, из-за того, что солнечный бог как-то связан с этим симпатичным животным (в колядках герой приезжает "на сивенькой свинке, погоняет живым поросенком", у германцев Фрейр выезжает в зимний солноворот на борове с золотой щетиной).
Еще нужен огонь, нужно дерево, обмен подарками, какие-то простейшие ритуалы, чтобы показать году, каким он должен быть (например, хозяин прятался за каравай, дети кричали, что его не видно и пусть и на следующий год так же не будет видно - из-за такого же большого каравая), поступки, в которых проявляется доброе отношение к окружающим (даже к домашним животным! хозяин поздравлял их с праздником и выносил угощение бездомным животным - на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой). Уместны богатый праздничный стол, хорошая одежда, добрая компания.
Это с нашей стороны: попытки повлиять на будущий год, задать ему ход. Но человек не только дает, посредством символов, знаки миру, он может их и получить, опять же правильно раскодировав символы, поскольку в этот период средний мир отделен более тонкой границей от других. Святки (но только правильные Святки) - несомненно, лучшее время для гадания. Важно, кто будет первым гостем в новом году, каким будет каждое первое действие, и вообще, каждый из 12 дней можно рассматривать как уменьшенную модель, на основе которой будет строиться один из месяцев.
А потом дело и к "Двенадцатой ночи". "Гости" уходят, особо настойчивым помогают уйти, двери между мирами закрываются, иногда им помогают закрыться различными приемами (рисование креста на дверях, например, омовение, уборка). Наступает день, когда необычные свойства приобретает вода (причем даже верующие относят это к любой воде, необязательно освященной в церкви - в деревнях до сих пор считают, что на Крещение достаточно просто выставить воду на улицу под Солнышко, и она станет святой). Об этом позднее, может быть.
Пойду пряники печь - и традиционно, и в меру символично ))
***
Оригинал взят у
olga_zelenholm в
Зимний солнцеворот. Карачун. Преддверие Жизни... от 26 декабря 2010 года
***
"Звезды поют им небесные саги, и ветер тихо шепчет:
Преддверие жизни.. преддверие Жизни..."
Автор мне неизвестен, взято
http://heaven-spire.livejournal.com/62903.html#cutid1 Новое солнце и новый год рождаются не в определенный момент или даже день, это не мгновенный качественный скачок, а непростой процесс, занимающий около двух недель. Празднества такой длительности не только были в древности в разнообразных культурах (Святки, Сатурналии в древнем Риме, Yule tide у германцев, Christmastide (12 ночей между рождеством и праздником Богоявления в англоязычных странах), Дикая охота у скандинавов), но и упорно продолжают существовать в наши дни, правда, в совершенно потерявших смысл формах (это те же никому сейчас не нужные 10 дней праздников в январе, две недели рождественских каникул в католических странах).
Этот период начинается с самой длинной ночи в году, на которую или около которой приходится солнцестояние, а кончаться должен бы неким праздником, место которого в христианстве заняло Крещение или Богоявление (у православных и католиков соответственно), и падать он должен бы на 2-4 января. У католиков, кстати говоря, он на 7 января и падает, поскольку они, в отличие от православных, внимательно относятся к счету времени и используют григорианский календарь; по мнению православных, имейте в виду, солнцестояние сейчас происходит 4 января (по нашему светскому стилю), меня не устает это поражать... По поводу пристрастия наших людей окунаться в прорубь 19-го я тоже уже удивлялась...
Это период, несомненно, в высшей степени необычный и требует осторожного обращения.В это время происходит переход на новый виток, это отрезок ВНЕ обычного хода времени, он выпадает из него и не является частью года, он может даже не учитываться календарем. Чтобы обновиться, жизнь сначала полностью сходит на нет, во тьму, и там же во тьме зарождается вновь; Солнце спускается за изнанку мира, чтобы выйти оттуда обновленным.
Карачун - так называет славянский календарь самую длинную ночь. Однако "карачун" означает и просто Смерть (в словаре Даля, например: "КАРАЧУН - капут, конец, смерть, гибель, извод, допяченье кого до конца").Но понимаемую, особенно применительно к этому празднику, как начало новой Жизни, которая таится в ней, как всегда противоположности живут друг в друге; как в зерне, которое закончило свой жизненный цикл, таится в удивительном невидимом и нематериальном, но непреложном состоянии зеленый росток. Кутья из пшеницы, храня древнюю мистериальную символику зерна, оставалась до позднейших времен ритуальным блюдом на рождество. Именно таков смысл этого праздника, двуликого (как римский бог Янус, давший название месяцу январю), обращенного в противоположные стороны, в тьму и в свет: непрерывность Жизни и обязательность, неотменимость и радость ее рождения.
***Оригинал взят у
olga_zelenholm в
СТАРЫЙ ГОД ЗАКОНЧИЛСЯ, НОВЫЙ НАЧАЛ НАЧИНАТЬСЯ! от 22 декабря 2013 года
***
По всему похоже, что рождается новое Солнце и новый год не в определенный момент или даже день, это не мгновенный качественный скачок, а непростой процесс, занимающий около двух недель (Святки, Сатурналии в древнем Риме, Yule tide у германцев, Christmastide (12 ночей между рождеством и праздником Богоявления в англоязычных странах), Дикая охота у скандинавов...и пр...).
Узрѣть цѣликомъ.. Начинается с самой длинной ночи в году, на которую приходится солнцестояние (назовем эту точку Карачун), а кончаться должен бы неким праздником, место которого в христианстве заняло Крещение или Богоявление (у православных и католиков соответственно), и падать он должен бы на 2-4 января (по поводу пристрастия наших людей окунаться в прорубь 19-го я уже удивлялась на ЖЖ).
Это период, несомненно, в высшей степени необычный и требует осторожного обращения. Это отрезок ВНЕ обычного хода времени, он выпадает из него и не является частью года, он может даже не учитываться календарем. В это время происходит переход на новый виток, поэтому нужно следить за своими действиями, чтобы не задать какое-то нежелательное направление развитию этого витка. Чтобы обновиться, жизнь сначала полностью сходит на нет, во тьму, и там же, во тьме зарождается вновь; Солнце спускается за изнанку мира, чтобы выйти оттуда обновленным. Оттуда, куда оно сходит, в этот период приходят в срединный мир разнообразные гости, пользуясь отчасти тем, что Солнце слабо и защитить людей не может. Солнце спустилось за изнанку мира, жизнь людей отражает эту перемену и потому допускает и даже требует того, что в другое время года недопустимо (переодевание, обмен социальными ролями, шутки над соседями и весьма своеобразные святочные игры). Все должно быть наоборот - мужчины переодеваются в женщин, слуги в хозяев, соседям вредят... В общем, в это время, из-за его свойств, возможен разговор и взаимодействие с иным миром (пространством, где жизнь зарождается и где определяется, какой она будет) посредством знаков.
Открывает этот период Карачун-Йоль - самая длинная и темная ночь в году. В этом году солнцестояние выпало на 21 декабря, 21.11. Он выпускает на землю духов, враждебных человеку, в том числе стихийных - пургу, буран, снегопады, стаи метелей-волков. Но приходят и Деды, им готовится трапеза. Главная задача на Карачун - приветить желательных и отпугивать нежелательных духов: смеяться-дурачиться, шуметь-веселиться, петь (желательно что-нибудь непристойное), топать-хлопать, жечь огонь. Это, собственно еще не совсем новый год. Символическое значение этой ночи - начало новой Жизни, которая таится в окончании ее, как всегда противоположности живут друг в друге; как в зерне, которое закончило свой жизненный цикл, таится в удивительном - невидимом и нематериальном, но непреложном - состоянии зеленый росток. Кутья из пшеницы, храня древнюю мистериальную символику зерна, оставалась до позднейших времен ритуальным блюдом на рождество. Именно таков смысл этого праздника, двуликого (как римский бог Янус, давший название месяцу январю), обращенного в противоположные стороны, в тьму и в свет: непрерывность Жизни и обязательность, неотменимость и радость ее рождения.
День начинает прибывать, а через три дня накапливает целый "воробьиный скок". На этот день, 24-е, приходится канун праздника, который назовем Коляда. Здесь уже уместно думать о том, каким будет грядущий год, и пытаться повлиять на него - словом и символом. Пора петь колядки с добрыми пожеланиями хозяевам, а что до символов, то они пронизывают буквально все и не должны быть недооценены на праздничном столе.
Традиционно в России на Рождество, которое из-за погрешности юлианского календаря "уползло" на 2 недели (а восходят рождественские традиции к гораздо более древним, и это вряд ли возможно отрицать), ели кутью, постную в Сочельник (собственно, это слово происходит от слова сочиво - зерна, размоченные в воде до состояния каши, блюдо, обязательное именно для этого вечера; на сочельник, в канун праздника, кстати, если только постные блюда, причем фиксированное количество - 13), "богатую" в сам праздник (с маслом, медом, орехами, сухофруктами) (вариант - жирная Гурьевская манная каша). Зерно, как уже говорилось, связано с идеей возрождающейся жизни, а многочисленность зернышек - в достатком (то же значение имеет, скажем, чечевица у европейцев). И в нашей культуре, и, к примеру, у германцев на столе было изобилие свинины в разных видах - как считается, из-за того, что солнечный бог как-то связан с этим симпатичным животным (в колядках герой приезжает "на сивенькой свинке, погоняет живым поросенком", у германцев Фрейр выезжает в зимний солноворот на борове с золотой щетиной).
Еще нужен огонь, нужно дерево, обмен подарками, какие-то простейшие ритуалы, чтобы показать году, каким он должен быть (например, хозяин прятался за каравай, дети кричали, что его не видно и пусть и на следующий год так же не будет видно - из-за такого же большого каравая), поступки, в которых проявляется доброе отношение к окружающим (даже к домашним животным! хозяин поздравлял их с праздником и выносил угощение). Уместны богатый праздничный стол, хорошая одежда, добрая компания.
Это с нашей стороны: попытки повлиять на будущий год, задать ему ход. Но человек не только дает, посредством символов, знаки миру, он может их и получить, опять же правильно раскодировав символы, поскольку в этот период средний мир отделен более тонкой границей от других. Святки (но только правильные Святки - начинающиеся с зимнего солнцестояния) - несомненно, лучшее время для гадания. Важно, кто будет первым гостем в новом году, каким будет каждое первое действие, и вообще, каждый из 12 дней можно рассматривать как уменьшенную модель, на основе которой будет строиться один из месяцев.
А потом дело и к "Двенадцатой ночи". "Гости" уходят, особо настойчивым помогают уйти, двери между мирами закрываются, иногда им помогают закрыться различными приемами (рисование креста на дверях, например, омовение, уборка). А там - и возвращение из праздничной системы координат в будничную...
Мы в преддверии интереснейшей и важнейшей поры - точнее, уже шагнули в эту дверь :) Добрых вам Святок!!