Nov 18, 2019 08:23
Мало кто эту книжку помнит, а я любила ее в детстве. Не в последнюю очередь - за Дальний Восток, похожий, но непохожий на мой. Вроде совсем рядом с нами, а по духу - севера.
Маросейка, 12.
Дикая собака Динго - это, собственно, Таня Сабанеева. Родители Тани развелись, отец вернулся на эту самую Маросейку, а Таня осталась с матерью на Дальнем Востоке - не знакомо ли? Я помню, как впервые приехала в Москву, случайно вышла на Маросейку, остановилась и вслух сказала: "Маросейка, двенадцать".
Странно, экзотично звучали для меня московские названия. Не менее экзотично, чем для Тани. Сучан, Пидан, Фалаза, Сихотэ-Алинь, Шкота, Рикорда, Босфор, Улисс - вот это не странно. А Маросейка, Полянка - смешные, странные имена, даже не подумаешь, что так можно назвать улицу. "Шел кораблик по каналу, там на ужин били склянки, тихо музыка играла на Ордынке, на Полянке"... Нет, я не мечтала "покорить" Москву и Лениград, я заранее считала, что они мои. Так оно и есть, хотя я-повзрослевшая по сей день цепляюсь за Дальний Восток всеми корешками.
"К реке направлялись и прохожие, спешившие на пристань. Таня на секунду остановилась у спуска, чтобы сверху посмотреть на родную реку. О, какая светлая она, хотя темные от хвои горы рядом стоят, на берегу! О, какая большая! Даже тень от этих гор не может ее закрыть. Не по ней ли хотелось плыть Тане далеко в иные страны, где обитает дикая собака динго?"
А первая любовь, она всегда странная. Моя тоже странная была.
Главное - не читать современные отзывы. Они на Фраермана такие же, как на Грина: людям их язык кажется плохим, а он просто позволяет себе быть вычурным, небытовым, неровным, как хороший рисунок позволяет себе быть размашистым и резким (а плохой - аккуратен). Ещё пишут, что герои в свои 14-15 ведут себя на 10-12. А я знаю по рассказам бабушки: то поколение взрослело в одних отношениях позже нас, в других - раньше, и получалось примерно то, что в книге. С поправкой на неформатность всей троицы. Таня да, дикая собака Динго, странная девочка, импульсивная, задумчивая. Колю лучше всего описывает филькино впечатление от его следов на снегу: «у него неширокий шаг, которому только упрямство и придаёт отпечаток твёрдости». Такой уж он - упрямство заменит храбрость, рациональность силу, но простодушия ничто не заменит, сложный мальчик. Вот у Тани физической храбрости, вообще сил в переизбытке, поэтому так естественно перетекает во влюблённость ее горькая зависть к этому хрупкому и ехидному Коле, сводному брату-не-брату: пара по контрасту. Филька - сама преданность. Но некоторые не уверены, какие чувства он испытывает к Тане - это Филька-то, который ревнует так безнадёжно, что прямо просит не ходить на рассветное свидание с Колей, и загорает, выложив у себя на груди бумажными буковками «Таня» - а умел бы, татуировку, наверное, сделал бы.
Еще поминают жестокое обращение с животными, но в какой ситуации!.. Дано: метель, ни зги не видно (срочно добраться до жилья, иначе все). Чужая, и очень злая притом, собачья упряжка, на нартах - мальчик с вывихнутой лодыжкой, девочка, сломавшая каюр, и её старый пёс. Собаки вышли из повиновения, рванули наперерез возможной добыче, чтобы дать им другую цель и вернуть на маршрут, девочка делает единственное, что в её силах: швыряет своего пса на снег вперёд упряжки. В детстве я не восприняла этот поступок как жестокий, вообще не сфокусировалась на нем. Все же верно, для спасения человека жертвуют животным, а не наоборот. А вот что меня грызло, так это вопрос, как Таня смотрела в глаза Фильке. Упряжка-то была его, роскошный отцовский подарок. А она её взяла без спросу и ринулась, рассчитывая обогнать бурю, на выручку Коле - упустила собак в итоге. Достаточно было взять Фильку с собой, он бы вряд ли каюр сломал... А Филька ей никак потом не припомнил утрату упряжки - это ли не любовь.
Интересно, как на самом деле звали Фильку? Не Филиппом же.
странные книги,
детство глубже Марианской