Dec 29, 2023 18:26
Выводим очковтирателя Владимира Татлина на чистую воду с помощью художника Владимира Милашевского:
"Это ранний Татлин, затем Татлин периода построения "башни", памятника III Интернационалу и Татлин периода 34-35 годов в Москве. Период "Летатлина"! Собрание в Доме Герцена, устроенное Скосыревым. Лётчики-испытатели, военные авиаконструкторы... Горячий спор, авиаинженеры, улыбаясь и любуясь даже "чудаком", уверяют Владимира Евграфовича, что они с полным благожелательством "продували" "Летатлин" в авиатрубе и он не имеет лётных качеств. "Я не верю в Вашу трубу", - довольно зло огрызается Татлин!
Я никогда не видел его таким! Это был его закат!
Спор, жалкий и злой спор самоучки с подкованными современной техникой инженерами, как-никак учениками и сотрудниками Туполева. Спор деревенского знахаря с врачами, вооружёнными кардиографическим аппаратом и рентгенным просвечиванием.
Летатлин не полетел... Я бы хотел, чтобы он полетел, почему бы человечеству и не подарить нового гения... Живописца, рисовальщика не было, тут меня не надуешь...
Да и не поверю я никогда, чтобы "гений живописи" в расцвете сил 20 лет не притрагивался к холсту. Не чувствовал к изображению никакой потребности, а всё мастерил и мастерил что-то! Этого не бывает! Рисовать - такая же потребность, как петь прирожденному певцу, как закружиться, завертеться в танце танцовщику. Это потребность биологическая, порождение крови!
"Контррельеф"! Какое слово величественное и в своей нелепости и в своей безграмотности. Рельеф это система выпуклостей, выступающих форм. "Контр" - это "против" по-французски. Значит, это, по логике, плоскость, некая гладкость, антивыпуклость! Но иностранщина этого слова понравилась! "Закон ерунды", не открытый ещё в логике!
Тут я должен сделать некоторое отступление от бытописательных записей и сесть в "сани искусствоведа" и поехать по некоторым ухабам.
Или искусствоведение - кликушество на паперти некоего "Храма Искусства". Мне нравится, и всё тут! Ах! Тебе не нравится? Тогда ты еретик, предадим тебя анафеме! В нашу эпоху искусствоведение всё время сбивается на эту позицию. Или искусствоведение, если и не точная наука, то всё-таки имеет некую "научную подцветку"! А в таком случае необходимо факты, рассматриваемые этой наукой, располагать в какой-то зависимости друг от друга!
Когда я смотрел на первый татлинский "Контррельеф", мне почему-то не то показалось, не то почудилось, что каким-то боком, какой-то кустарщиной-самоделом он походит на украинскую бандуру.
Так, какой-то мирный, благостный музыкальный мотив, полный вечернего света и покоя, под влиянием сатанинского гения Паганини превратился в некую злую чертовщину, корежущую душу и насылающую отчаяние! Но в чём-то он сохраняет какие-то "следы", заглушенные лады этого неискореженного мотива.
Так и мне показалось, что эта кустарная бандура, содеянная людьми с благостными и добрыми душами, носящая "отсветы" форм природы, природы доброй, питающей, ну, положим, она похожа на какие-то тыквы, початки кукурузы, дыни, - превратилась вдруг в злую насмешку над всем, что возможно любить в этом подлунном мире!
Искореженное, изломанное существо, злобное проклятие этой самой жёлтой вкусной ароматной дыне!"
(Из книги "Вчера, позавчера...")
А ведь в Новой Третьяковке на Крымском валу нелепым "авангардным" поделкам Татлина отведён целый зал! Ни у Виктора Попкова, ни у Владимира Стожарова, ни у многих других русских художников, куда более одарённых, нежели Татлин, отдельных залов там нет! Вопрос к нынешним спецам по современному искусству - почему?
Впрочем, этих спецов лучше ни о чём не спрашивать: чего-чего, а наболтать с три короба искусствоведческой белиберды в защиту Татлина - им раз плюнуть.
живопись,
графика,
авангард