Привязанность привязанности рознь. Это касается и отношений между родителями и детьми.
Чтобы оценить, насколько привязан ребенок к взрослому, используют тест, который разработала и проверила на практике Мэри Эйнсворт. Этот тест - своего рода спектакль, который помогает оценить качество привязанности «мать - ребенок». Действующие лица: мать, ребенок и незнакомый ребенку человек. Декорации: незнакомая комната и множество игрушек.
Что происходит:
Эпизод Событие Наблюдаемые переменные
1 Экспериментатор приводит мать с ребенком в комнату и уходит.
2 Мать сидит, ребенок играет с игрушками. Мать как база безопасности.
3 Входит незнакомец, усаживается рядом с матерью и заговаривает с ней. Реакция на незнакомца.
4 Мать уходит. Незнакомец реагирует на ребенка и утешает, если тот расстроен. Страх отделения.
5 Мать возвращается, пытается приласкать малыша и утешает в случае необходимости. Незнакомец уходит. Реакция на воссоединение.
6 Мать выходит из комнаты. Ребенок остается один. Страх отделения.
7 Входит незнакомец и пытается утешить ребенка. Способность принимать утешение от незнакомца.
8 Мать возвращается, пытается приласкать малыша или утешить, если нужно, и снова заинтересовать игрушками. Реакция на воссоединение.
Каждый эпизод длился примерно 3 минуты. Однако если при расставании с матерью ребенок сильно страдал, время разлуки сокращалось.
Выяснилось, что привязанность можно разделить на 2 типа:
1. Безопасная (надежная) привязанность.
2. Небезопасная (ненадежная) привязанность.
Примерно 60 - 70% детей из семей среднего класса (США) демонстрировали безопасную привязанность. Они довольно легко отходили от матери, изучали обстановку и вполне спокойно чувствовали себя в компании незнакомцев, когда мать отсутствовала. И хотя они вначале сильно переживали, когда мать уходила, все же приветствовали ее возвращение радостно и быстро успокаивались.
Исследования также показали, что у детей с безопасной привязанностью были нежные, теплые и отзывчивые отношения с матерью в течение 1 года до проведения теста. А дальнейшие исследования доказали, что дети с безопасной привязанностью более социальны, любознательны, независимы и компетентны в возрасте 2 - 5 лет. Помимо этого, подтвердилась гипотеза Эрикосна о влиянии раннего чувства доверия к миру на весь ход дальнейшего развития.
Примерно 1/3 детей демонстрировала небезопасную привязанность. Причем этот тип привязанности можно разделить на 3 формы:
Избегающая привязанность - ребенок злится на мать, если она уходит, и избегает ее после возвращения.
Амбивалентная привязанность - ребенок стремится к матери, когда она возвращается, и при этом, с одной стороны, добивается от нее ласки, а с другой - отталкивает, когда она пытается его приласкать. Когда мать покидает комнату, ребенок не начинает нервничать или волноваться.
Дезорганизованно-дезориентированная привязанность - ребенок действует противоречиво и беспорядочно: избегает взгляда матери, когда та держит его на руках, подходит к ней без каких-либо эмоциональных проявлений.
Эти 3 формы небезопасной привязанности зачастую связаны с нечутким, безразличным или обиженным поведением родителей на 1-м году жизни малыша.
В дальнейшем проводились лонгитюдные (длительные) исследования по сравнению безопасной и небезопасной привязанности, которые показали, насколько различаются такие дети уже в возрасте 1,5 лет. Дети с безопасной привязанностью проявляли больше упорства, энтузиазма и готовности к совместным действиям, чем дети с небезопасной привязанностью.
В 2 года дети с безопасной привязанностью более охотно общались с другими детьми, проявляли больше непосредственности, символичности и фантазии в игре. Они также лучше исследуют незнакомые места, находят путь к интересующим их игрушкам и устраиваются с ними комфортнее.
Дети с ненадежной привязанностью в этом возрасте демонстрируют гиперактивность и хронический стресс, который может повредить развитию мозга. Ведь, например, хронический стресс у крыс нарушает развитие частей головного мозга, отвечающих за испуг, бодрствование, научение, память и концентрацию внимания. Эти данные можно перенести и на человека. То есть можно сделать вывод, что надежная привязанность обеспечивает своего рода защиту против этих нарушений, а ненадежная оставляет мозг беззащитным от них. Последствия - робость, тревога и проблемы с учебой.
Дети с небезопасной привязанностью в дошкольном возрасте демонстрируют высокую степень агрессивно-враждебного поведения по сравнению со сверстниками с нормальной привязанностью.
В школьные годы дети с безопасной привязанностью демонстрировали настойчивость в учебе, интерес к новым знаниям и умениям, более эффективно общались с другими детьми и взрослыми.
Можно сделать вывод, что теплые, прочные отношения между ребенком и взрослым, который о нем заботится, приводит к более высокому уровню развития познавательных способностей и социальных навыков. Они способствуют активной исследовательско-ориентировочной деятельности, раннему овладению игрой с предметами и освоению социальной среды.
С самого начала качество отношений между ребенком и ответственными за него взрослыми закладывает фундамент для многих сторон развития ребенка.