A. Саломон. PhD, Факультет психологии, Монреальский университет, Монреаль, P.Q. H3C 3J7. 1995. (Документ представлен на 7-й Международной конференции по проблемам взаимоотношений людей и животных, здоровья и улучшения качества жизни, 6-9 сентября, 1995, Женева, Швейцария).
В исследовании принимали участие дети 9 - 13 лет, которые оказываются в сложной ситуации (неуверенность в своих силах). Чувствуют ли они себя при этом одинокими, ищут ли помощь и поддержку (в том числе у животных), опираются ли на свои социальные связи? Дети «работали» в группах по 5 - 6 человек, заполняли 4 опросника. Учитывались пол, успеваемость в школе и социо-экономическое окружение.
Выяснилось, что слабо успевающие в школе дети (сильно отстающие по математике и французскому языку) гораздо сильнее страдают от одиночества, у них меньше друзей и они куда реже обращаются за помощью, если им грустно или нужно решить возникающие проблемы.
Совсем другой оказалась ситуация с хорошо успевающими в школе детьми. Что интересно - у них гораздо чаще, чем у «неудачников», имеются друзья и животные (собака и/или кошка), которые помогают справляться с трудностями. Когда эти дети ощущают внутренний дискомфорт или чувствуют себя одинокими, они находят поддержку у животных. Это эмоциональная поддержка (дети считают, что животные могут их выслушать, защитить, успокоить или продемонстрировать свою привязанность) либо просто дружеские связи, когда ребенок и его четвероногий друг вместе проводят время.
Вопрос: слабо успевающие дети не знают, что можно использовать ресурсы животных (кстати, они чаще встречаются и с трудностями в общении со сверстниками) либо им по какой-то причине не приносит радости присутствие животного?
Пол и социо-экономическое окружение также оказывают влияние на результаты. Девочки чаще общаются с животными, чем мальчики. А дети из среднего класса - больше, чем дети из так называемых «неблагополучных» семей.
Остается еще один вопрос. Можно ли использовать зверушек в работе со слабо успевающими детьми, чтобы помочь им достичь успехов в учебе?