(no subject)

Apr 21, 2015 17:29

Всякий раз, когда мы слышим комментарий, приказания или вопросы, отличающиеся от тех, которые мы хотим или ожидаем услышать, мы расстраиваемся. Это естественное явление, которого нельзя избежать. Реальность делает призрачными наши мечты, и тогда наша автономная нервная система приходит в возбуждение и учащается сердечный ритм. Начинается усиленное потоотделение, а наше дыхание становится поверхностным. Это происходит, если мы сталкиваемся с неприятными разговорами с нашими матерями, начальниками, соседями или супругами. Вместе с этим неприятным возбуждением у нас возникают чувства тревоги или гнева. Когда мы пребываем в таком отвратительном состоянии, меняется наш стиль коммуникации. Мы действуем иначе - в соответствии с тем, как мы чувствуем и что мы думаем. Готтман (1991) высказал гипотезу о том, что когда супруги чем-то расстроены, в стиле общения происходит по меньшей мере три изменения.

Во-первых, расстроенные люди утрачивают способность понимать и перерабатывать ту информацию, которая им представляется, рациональной. Их слушание становится в высшей степени фильтрующим. Они настроены только на те сообщения, которые имеют отношение к прояснению их текущего затруднительного положения. Как часто на смену одному спору сразу же приходит другой - о том, кто сказал что, когда они это сказали и что имели в виду. Многое из этого объясняется тем, что человек с эмоциональными нарушениями не перерабатывает полностью и точно ту информацию, которую он или она слышит. Жена, имеющая проблемы с родственниками мужа, может представить пять причин, по которым они не могут в следующем месяце поехать к ним в гости в Калифорнию. Однако если муж хочет увидеть своих родителей, то он будет злиться и слышать только те сообщения, которые поддерживают его мысль о том, что его родителей избегают. Рациональное решение проблемы становится невозможным ввиду того, что каждый человек работает с разными направлениями данных.

Во-вторых, когда супруги рассержены и расстроены, они переходят к самым старым и примитивным способам мышления и реагирования. Муж и жена в процессе спора утрачивают ресурсы аргументации, характерные для взрослых, и регрессируют к реагированию, которое свойственно школьникам на перемене. Их поведение становится легкомысленным, импульсивным и враждебным.

В-третьих, эволюция привела нас к тому, что когда мы расстроены, мы берем одно из двух направлений действия: проявлять агрессию по отношению к нашему врагу или спасаться бегством от него. Эти стратегии по-прежнему используются в крайних проявлениях рассерженными супругами; они выбегают из дома, запираются в уборной или психологически и/или физически нападают на самого дорогого им человека. Эти реакции постоянно с нами, вероятно, они были переданы нам в процессе эволюции и представляют собой способ выдержать нападения врага; иными словами, выживали те, кто боролся или спасался бегством. Тем не менее, сегодня нам необходимо эволюционировать дальше, если мы хотим остаться в живых. То, что было когда-то адаптивным, сейчас представляет угрозу для жизни. Тот, кто сейчас наш враг, чаще всего также является нашим другом. Вместо того чтобы уничтожить врага и сделать человека победителем, тот вред, который человек причиняет своему супругу, всегда найдет способ вернуться. Рассерженные отреагирующие супруги испытывают стресс от своих собственных неконтролируемых замечаний. Они чувствуют свою вину и унижение из-за того, что им приходится вести себя таким образом. Они испытывают стресс от реакции супруга, которая чаще всего выражается в том, что последний старается уйти от сложившейся ситуации, но иногда предпринимает определенные шаги, направленные на то, чтобы в этой схватке уничтожить партнера (эмоционально).

Готтман (1992) пришел к выводу, что хроническое физиологическое возбуждение и негативные чувства неизбежны в браке. В частности, он показал эмпирическим путем, что функциональная составляющая брака ухудшается в зависимости от того, насколько возбужденным (рассерженным или тревожным) становится муж. Мужу, у которого каждый день колотится сердце, болит голова, потеют руки, краснеет лицо и напрягаются мышцы, будет все труднее и труднее вспоминать, почему он вообще женился.

(с) Л. Берг-Кросс. Терапия супружеских пар




отношения, люди, книги, психология, мысли

Previous post Next post
Up