6 сентября 1934
Родился в Москве. Отец - Лев Владимирович Шифферс (1900-1961), дипломат и переводчик. Мать - Пирадова-Шифферс Евгения Васильевна (1900-1960), актриса, позднее служила в аппарате профсоюза работников искусств
1934 - 1950-е: Красуля (Детство)
«Красуля» - детское прозвище Жени Шифферса
1941
Эвакуация в г. Чистополь (Татарстан)
1944 - 1946
Три лета в пионерлагере, где старший брат Владимир (1929-2002) был пионервожатым
26 августа 1946
Постановление ЦК ВКП(б) «О репертуарах драматических театров и о мерах по его улучшению», где Л.В.Шифферсом как переводчик английских и американских пьес был обвинен в космополитизме. У отца после этого практически не было работы, и в дом пришла бедность
Лето 1951
Заканчивает среднюю школу
1951 - 1958: Юность
Студент
1951 - 1952
Учится в МГУ, на факультете журналистики. Вынужден уйти из-за бедности, в которой жила семья
Курсант
1952 - 1954
В Сумском артиллерийском училище
Офицер
Осень 1954 - 1956
Служит офицером в зенитных войсках на Урале
1954
Первый брак. Жена - Нурия Абдуловна Карликанова (1931-1996)
Ноябрь 1956
Служит в составе советских войск, подавлявших Венгерское восстание. Ранен, лечится в госпитале
Декабрь 1956
Рождение дочери Елены
Июль 1958
Увольняется в запас в звании старшего лейтенанта
Август 1958 - апрель 1959
Худрук в Песочинском Доме Культуры (под Ленинградом)
1960-е: Театр Шифферса. Блестящее начало и отлучение от театра
1959 - 1964
Студент Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМИК)
1961 - 1962 (2-ой курс)
Возглавил бунт против педагога, профессора Я.Фрида. Курс берет себе Г.Товстоногов
Первые спектакли:
Июнь 1963
«Сотворившая чудо» в Лениградском ТЮЗе (дипломная работа)
Февраль 1964
«Антигона» во Дворце работников искусств им. Станиславского
1964 - 1965
Первые литературные опыты - пьеса «Разговоры по выходным», рассказы и повести «Тридцать три», «Помогите кто-нибудь с названьем», «Это будет нашим всегда», «Давай, Акимушкин, давай», пьеса «Круги» (позднее включена в состав романа)
Много читает - прозу и поэзию, книги по русской и западной философии, по восточной философии и религии, театру, психологии и кибернетике
Июнь 1964
«Ромео и Джульетта» в Ленинградском Гос. т-ре им. Ленинского Комсомола. Показ на гастролях - разгромные рецензии и запрещение спектакля
1964 - начало 1965
Спектакли в Ленинградском (областном) т-ре драмы и комедии:
«Маклена Граса»
«Кандидат партии»
Весна 1965
Оба спектакля сняты с репертуара
1965 - 1966
«Ромео и Джульетта» в Областной филармонии (работа не завершена из-за ухода в театр Товстоногова исполнительницы главной роли Т.Тарасовой)
Сентябрь 1965 Постановление Бюро Ленинградского обкома партии с осуждением театральной работы Шифферса
Приступ
Уже в Л-де после премьеры «Маклена Граса» у меня была клиническая смерть (остановка сердца). … Началась серия повторных спазм головы во время беседы в ОБКОМ’е, меня отвезли домой, вызвали скорую
(из позднейшей дневниковой записи)
Начало 1966
«Что тот солдат, что этот» в Малом драматическом театре
1966
Продолжает писать - рассказы и повести «Спорщики», «Склад», «Числа» (позднее включена в роман «Смертию смерть поправ»), театроведческая работа «Критерии»
1966 - 1967: «Первороссияне»
Лето - осень1966
Работает над фильмом «Первороссияне»
Новые знакомства в процессе работы над фильмом, в том числе с композитором Николаем Каретниковым, который позднее введет Шифферса в московскую гуманитарно-художественную среду
Пишет «Автобиографию», первую из трех книг «романа» «Смертию смерть поправ»
Впервые читает Евангелие
1966 -1967
Переписка с журналом «Новый мир»: предлагает к публикации рассказы, пьесу, статью и получает отказ
Январь 1967
Премьера фильма «Первороссияне» в Ленинграде
Зима - весна 1967
Осуждение фильма ленинградским партийным руководством
Разрыв с Ленфильмом. Готовит переезд в Москву
1967: Переезд в Москву. «Современник». Новые знакомства
Апрель 1967
Переезд в Москву
1967 - 1968
Продолжает писать художественную прозу. Разнообразные кино- и театральные проекты, не получившие экранного и сценического воплощения, в том числе:
Март - апрель 1967
«Дочки-матери» (вариант, с небольшими отличиями - «Антигона») - сценарий. Сюжет воспроизводит историю Антигоны на русской почве, в условиях нацистской оккупации. Героиня, похоронившая казненного немцами брата, изнасилована и сходит с ума. «Нашей бедной» (прозвище безумной) возвращают рассудок любовь и мужество ее дочери, рожденной от немца-насильника
3 июня 1967
«“Ромео и Джульетта” Шекспира. Одна из возможных трактовок» - проект фильма по заказу Экспериментального молодежного объединения при Мосфильме (не принят)
Лето 1967
«Гамлет, одна из возможных трактовок» (проект спектакля для «Современника»)
Июль 1967
Съемки в Одессе фильма «Интервенция» (реж. Г.Полока). Шифферс - в роли иностранного полковника Фредамбе
Июнь - октябрь 1967
«Народовольцы» в «Современнике» - совместная постановка с О.Ефремовым, Шифферс исполняет роль Лорис-Меликова
14 августа 1967
Рассказ «Вера» (с некоторыми изменениями включен в роман)
Октябрь 1967
Новый брак - с Ларисой Михайловной Данилиной
Конец 1967 - начало 1968
Замысел фильма по диалогам Платона (в феврале 1968 г. предложен Экспериментальной творческой киностудии - отклонен)
Многочисленные новые знакомства в художественной и гуманитарной среде, том числе писатели Владимир Максимов и Юрий Карякин, художники Сергей Бархин, Эрнст Неизвестный, Эдуард Штейнберг, позднее - Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, искусствовед Галина Маневич и др.