Aug 27, 2029 23:42
Евгений Львович Шифферс родился в Москве 6 сентября 1934 года. По отцу он происходил из рода немецких дворян, поступивших в XIX веке на русскую службу, по матери - из армянского культурного рода Пирадянов (Пирадовых). Отец, Лев Владимирович, был дипломатом, потом переводчиком, мать, Евгения Васильевна - актрисой, позднее служащей профсоюза работников культуры.
Л.В.Шифферс оказался в числе осужденных Постановлением ЦК 1946 г. «О репертуарах драматических театров и о мерах по его улучшению» и лишился работы. Семья жила в бедности.
Поступив по окончании школы на факультет журналистики МГУ, Евгений из-за тяжелого материального положения семьи вынужден был уйти из университета и поступить в артиллерийское училище. После училища - двухлетняя служба в армии. Во время службы на Урале Шифферс женился.
В ноябре 1956 г. оказался в Венгрии, в составе советских войск, направленных на подавление мятежа; был там контужен. В декабре родилась дочь Елена.
В 1958 году Евгений Шифферс был демобилизован по состоянию здоровья - в звании лейтенанта.
В этом же году он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Окончил его в 1964 году по классу Георгия Товстоногова.
Поставил на разных театральных площадках Ленинграда несколько спектаклей, ставших событием в театральной жизни города. Первым из них был спектакль «Сотворившая чудо» по пьесе У.Гибсона, дипломная работа Шифферса. Потом были «Антигона» Ж.Ануйя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Маклена Граса» М.Кулиша, «Кандидат партии» А.Крона, «Что тот солдат, что этот» Б.Брехта.
Обвиненный партийным руководством в «формализме», Шифферс был лишен возможности работать в ленинградских театрах.
В 1966-67 годах был снят фильм «Первороссияне», концепция и постановка которого целиком принадлежали Шифферсу (формально режиссером-постановщиком считался А.Г.Иванов). Новаторский по своей эстетике фильм также был не принят партийными кураторами кинематографа и на широкий экран не вышел.
С начала 1960-х годов Шифферс пишет художественную прозу (рассказы и повести, пьесы, сценарии) и театроведческие тексты. Во время съемок фильма написаны первые части большого и сложного по составу произведения, «романа» «Смертию смерть поправ».
В 1967 году, не имеющий возможности работать в Ленинграде Е.Л.Шифферс переезжает в Москву. Здесь он пытается продолжать театральную работу - ставит в «Современнике» спектакль «Народовольцы» (совместно с О.Ефремовым), сотрудничает на Таганке с Ю.Любимовым и создает еще несколько не получивших сценического воплощения театральных проектов. Но и здесь, несмотря на неизменное восхищение профессионалов его театральным искусством, новаторство Шифферса, его непреклонно отстаиваемые мировоззренческие позиции не дают возможности реализовывать свои планы. Последняя осуществленная Шифферсом театральная работа - спектакль «Прежде чем пропоет петух» в каунасском театре (1973).
Важнейший переломный момент - зима в Тарусе, на даче у семьи переводчиков Н.Оттона, Е. и В. Голышевых, в 1967-68 годы. Это время завершения «романа», время интенсивного самообразования; это и время напряженного мистического опыта, сыгравшего определяющую роль для всей последующей жизни.
В Москве рождается новая семья Шифферса. Жена, Лариса Михайловна Данилина, становится на все оставшиеся годы самым близким человеком, доверенным лицом и помощником.
В это время Шифферс активно общается с широким кругом гуманитарной интеллигенции. В составе его дружеского окружения художники Э.Неизвестный, Э.Штейнберг, И.Кабаков, В.Янкилевский, М.Шварцман, писатели В.Максимов и Ю.Карякин, философы А.Пятигорский, Д.Зильберман, О.Генисаретский, индолог Б.Огибенин и мн. др.
В 1970 году рождается вторая дочь, Мария, которой посвящено и к которой обращено многое из написанного в последующие годы.
В конце шестидесятых и в семидесятые годы написан целый ряд произведений богословского и религиозно-философского содержания - «Обрезанное сердце», «Инок», «Богооставленность», «Параграфы к философии ученичества», «Белый отрок» и др. Философскому и религиозному обоснованию художественного творчества посвящены эссе о друзьях-художниках, сборник «Памятник».
Театральные, историософские и педагогические идеи Шифферса оформляются в виде проекта Мемориального Театра Достоевского, или «Театра Мертвого Дома».
В начале 1980-х годов Е.Л.Шифферс резко сокращает общение, ограничивает его семьей и кругом ближайших друзей.
В 1980-е годы в центре внимания оказывается историософии Россия, темы русской святости (в первую очередь, св. Серафим Саровский) и русской гениальности (Пушкин, Достоевский, К.Леонтьев). В этот период написаны пьесы «Русское море», сборник «О наречении патриарха» и др.
С конца 1970-х и до конца жизни важнейшей для Шифферса становится найденная им форма «преодоления Гуттенберга» - рукописные тетради.
В последнее десятилетие жизни Шифферса главной темой его размышлений стали жизнь и мученический подвиг Царской Семьи. В 1991 году он снял фильм «Путь царей» - мистическое расследование убийства в Екатеринбурге.
Позднее результаты работы над этой темой оформляются в виде особого рода сборников, «папок» - «Свастика святой Аликс», «Самадхи», «Анафема. Убийство. Имущество».
Обдумывается проект шестисерийного фильма, продолжающего расследование, начатое в «Пути царей». Осуществлен только тридцатиминутный видеофильм «Путь царей. Расследование» (9 марта 1997 года), ставший завещанием Шифферса.
15 мая 1997 года Е.Л.Шифферс умер от третьего инфаркта.