Когда-то музыка, которую мы сегодня называем классической, была предметом роскоши и изысканным наслаждением для европейской состоятельной аристократии. В эпоху Возрождения, например, считалось самым утонченным жестом преподнести в подарок любимой или другу музыкальный хендмейд - собственноручно написанный в сложной полифонической технике мадригал (песня на итальянском языке).
Позже, в 18 веке, необходимым элементом статусности стали инструментальные капеллы (оркестры) при дворах аристократии. Для курфюста Кётенского и его гостей писал свои произведения Бах, для князя Эстергази - Гайдн. Первая опера была написана для аристократической церемонии - бракосочетания Марии Медичи и французского короля Генриха IV.
Это было элитное искусство для знати, и позже, в демократические времена, оно сохранило свой изысканный контекст - особый ритуал исполнения и архитектурно-интерьерную роскошь.
Если вы придете послушать классику в концертный зал, вы увидите это сами.
Высокая музыкальная традиция помещена в рамку соответствующего формата. Если музыканты выйдут в шортах и сарафанах, к примеру, даже у Бетховена не получится произвести на публику впечатление. Ну, если только в программе не будет какой-нибудь хэппенинг. Только благородная черно-белая гамма. Только строгий фасон одежды. Фраки. Концертные туфли.
И публика должна вести себя, соответственно, как на светском приеме: быть прилично одетой, не шуметь и не болтать, не кашлять и не чихать, не тащить с собой пакеты из Ашана, не свистеть в знак одобрения или неодобрения.
Интерьерная среда обязательно сдержанна или несдержанно-роскошна: в классическом или современном стиле. Концертные залы оформлены более лаконично и классично, а оперные театры бьют все рекорды по великолепию убранства. Бархат, золото, зеркала, атриумы, дорогой паркет и мрамор, затейливые архитектурные детали. На титульной картинке - интерьер оперного придворного театра в Байройте.
Кстати, все эти резные детали, изогнутые линии балконов, ниши со скульптурами и величественные колонны имеют не только декоративный, но важнейший акустический смысл. Иначе звук был бы, как в бане.
21 век не уступает 18-му. Вот интерьер холла Мариинки-2 - нового здания Мариинского театра. Огромная стена высотой в два этажа сделана из медового подсвеченного оникса, привезенного из Ирана. Хрустальные подсвеченные шары спускаются откуда-то на нитях. Прозрачная лестница, кажется, висит в воздухе.
В зале все отделано резонансной елью, прекрасные просторные кресла, хороший обзор с любого места.
И все это на 100% соответствует тому, зритель слышит и видит на сцене. То есть, это роскошь одного уровня. Потому что исполнительский уровень этого театра очень высокий.
А вот уникальное пространство новой Геликон-оперы в Москве. Внутренний двор исторической усадьбы превращен в зал. Старинные фасады стали его стенами. Освещается все это геликонами - это такие светящиеся НЛО.
Все, о чем я написала до сих пор - есть калькуляция и описание того, что стоит за академической музыкой, что составляет ее исполнительский, технологический и контекстный пьедестал.
Но самая главная роскошь в этом - сама музыка. Потому что это совершенно загадочная и необыкновенно мощная вещь.
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает.
Но и любовь мелодия.
С Пушкиным спорить не принято) Собственно, все есть мелодия (музыка), если приглядеться хорошенько. И наоборот - музыка заключает в себе все. Как сказал гениальный Лейбниц, музыка есть «имитация универсальной гармонии, вложенной Богом в мир».
Еще мне очень нравится высказывание Сергея Ивановича Танеева. Кстати, самого рассудочного и системного человека из всех композиторов (он был практически Анатолий Вассерман)). Про него можно с полной гарантией сказать - «он музыку разъял, как труп». И что же он там увидел? Вот его ответ на вопрос, что есть Природа: «Это есть царство музыки. Взгляни на гармонию миров, на равномерное движение светил. Все подчинено её законам.»
И посмотрите, как его захлестывает, этого рациональнейшего человека: «Без музыки человек - ничто. Людям надо всё бросить и предаться одной музыке».
Все бросить - это, конечно, прекрасная утопия) Но в чем загадка этого искусства, разобраться хочется.
Фактически музыка - это тайный звуковой код, расшифровке не поддающийся, но и так понятный. Можно прочитать гору философских трудов, пытаясь что-то понять об этой жизни, а можно послушать медленные части фортепианных концертов Моцарта. И все станет ясно. Придет понимание, которое обратно на язык слов вряд ли переводимо. Да и зачем? Это фантастический фокус!
В музыке зашифрован весь психологический опыт человечества. Это такая матрица переживания и чувственного познания человеком мира и жизни.
Роскошь музыки - как иголка в яйце, которое в утке, а утка в сундуке, а сундук…
То есть, эта вещь, которая под ногами не валяется. Ее надо добыть. Поэтому я никого не агитирую немедленно идти в филармонию. Или ехать в машине под Шостаковича, а не под Мьюз. Если в вас не зарыта где-то глубоко природная музыкальность, вы потратите время зря, и приобретете отрицательный музыкальный опыт.
Поскольку музыкальная классика в целом - это такой сложный микс из простого и сложного, развлекательного и концептуального, маленького и большого, великого и так себе, тут важно наметить маршрут к этому кладу.
Маршрутов несколько. Самый простой лежит через классические хиты. Они потому и хиты, что цепляют очень многих. Вивальди Бетховен, Моцарт, Чайковский, Вагнер написали их достаточно.
Очень хороший путь - через оперу и балет. И лучше через оперу все же. Здесь есть слово и вокал, который очень сильно откликается в человеке. И здесь не так стерильно, как в филармонии, есть, за что зацепиться глазу, если утомится слуховое восприятие.
Причем, никаких телевизионных вариантов! Непременно в театре, а не в записи.
Главный принцип приобщения для неофита - начать с самого лучшего, идеально качественного исполнения. Если вы слушаете музыку дома - только в хорошей записи и в наушниках. Если вы решили пойти в театр, то не в какой-нибудь погорелый, которых сейчас много ездит по стране и показывают свое классик-шоу под фонограммы.
Музыкальное восприятия - хрупкая вещь, и первое впечатление очень важно. И еще хорошо бы иметь под рукой человека, на чьи рекомендации вы будете опираться.
Музыкальная классика - это такая гора с сокровищами. Ее предгорье и высокогорные луга доступны практически всем. Это уровень «наслаждений жизни», как Пушкин писал. А вот на вершину забираются не все, а только самые одаренные альпинисты или профессионалы. Там, как огромные облака на горных кряжах, лежат концептуальные шедевры, в которых кроме наслажденья жизни, есть наслажденье интеллекта и духовные открытия. Иногда даже потрясения. Но и они устроены так чудесно, что могут быть восприняты неподготовленным человеком на разных уровнях и привлечь выразительной мелодией, красивым звуком, общим настроением.
Я даже не знаю, какая роскошь может сравниться с этим. Думаю, только роскошь природы. Но и природа - музыка)