Музыка как предмет роскоши. Часть вторая.

Dec 28, 2016 11:17



Чтобы попасть в хороший оркестр, исполнители проходят строгий конкурсный отбор. Представьте себе, что из 100 человек оркестрантов почти все - лучшие выпускники лучших консерватории. Концертмейстеры (первая скрипка, первая флейта и т.д.) - обычно все заслуженные артисты.

Все они играют на хороших и очень дорогих инструментах. Очень! Чтобы оркестр звучал действительно хорошо, покупаются редкие и очень качественные инструменты. Небольшая такая дудочка - флейта - может стоить $10000. Они бывают из чистого серебра, из золота и даже из платины.

Струнные (скрипки, альты, виолончели) - измеряются лексусами, если попроще, а раритетные, хороших старых мастеров (на таких, например, играют в Страдивари-ансамбле Мариинского театра) вообще запредельных денег стоят.

Стоимость хороших скрипок для высокого концертного уровня начинается от $1 млн. Спиваков, к примеру, играет на скрипке Страдивари стоимостью $2,5 млн. Виолончель работы того же мастера, которую планирует приобрести Гергиев для своего ансамбля - $14 млн. Скрипки Гварнери стоят столько же, а то и больше. И все эти инструменты находятся в обороте, их берут в аренду или покупают лучшие оркестры мира, на них играют, потому что таково условие их сохранности и поддержания качества звука.

За каждым из таких инструментов тянется захватывающая дух исполнительская «родословная». Поскольку играют на инструментах Страдивари или Гварнери, к примеру, только избранные скрипачи, то представляете, какие тени витают над скрипкой, которая за 300 лет побывала в руках многих великих музыкантов?

Конечно, такие инструменты - редкость, и не всякий даже знаменитый оркестр может гордиться тем, что имеет хоть один такой. Но есть не мало мастеров второго и третьего ряда, которые тоже создавали прекрасные музыкальные инструменты, и качество их, так же как и стоимость их очень высока. «Я продал свой кларнет и купил машину» - это не байка, а вполне реальная ситуация.

Дело даже и не в деньгах. Сами по себе музыкальные инструменты - это произведения искусства, человеческого ума, интуиции и отточенного веками ремесла. Меня охватывает трепет, когда я беру в руки хорошую скрипку или валторну, или гобой. Это вещи из параллельной реальности. Все эти головоломные изогнутости, затейливые формы, сложная система механизмов, старое дерево, невероятные металлические сплавы.

Валторна.


Гобой.


Если будете в оперном театре, подойдите в антракте к оркестровой яме и полюбуйтесь на эту красоту вблизи. Я никогда не упускаю такой возможности)

Вот скрипка. Её дизайн шедеврален.





Это может показаться странным, но качество звука скрипки только в малой степени зависит от струн и смычка. Хотя именно они рождают звук. Раньше струны делались из высушенных и скрученных кишок невинно убиенных ягнят. Теперь они, конечно, заменены металлическими. Смычок - это самостоятельная вещь, отдельная от скрипки. До сих пор он делается из волос конского хвоста, натянутых на деревянную трость (как говорил Ираклий Андроников, «волосиками по кишочкам»).

Так вот, звучание зависит не от них, а от корпуса скрипки - резонатора. Поэтому все чудо заключено в нем.

Чтобы сделать такое поющее существо, старые итальянские мастера (они все жили в итальянской Кремоне) придерживались почти ритуальных законов. Заказывались доски определенных, резонансных, видов древесины (в скрипке их три: ель, волокнистый клен и палисандр). Имело значение, в какой местности росло дерево и на каком склоне горы, в какое время (лунные фазы) и в каком возрасте оно было срублено. Эти доски высушивались при определенном температурном режиме 20,30,40 лет.

Потом начинался собственно процесс изготовления инструмента, очень технически сложный, потому что скрипка имеет очень затейливый рельеф. Толщина верхней деки, к примеру (это верхняя плоскость скрипки), не однородна: где-то толще, где-то тоньше, по определенной карте. Все, каждый сантиметр корпуса определенным образом влияет на качество звука.

Клей, лак, которым скрипка покрывается, тоже имеют значение, и делались они по особым, тщательно разработанным рецептам. И как делались! На века непрерывной эксплуатации. И цель этого орудия производства - не материальную прибыль создавать, а странным, почти мистическим способом - прикосновением пучка волос к струне - входить людям в душу прекрасным звуком.

Собственно, любой другой инструмент в оркестре имеет свою интересную биографию и генеалогическое древо, уходящее вглубь самых древних веков.
То есть, все это такая аристократия среди человеческих вещей.

Но это еще не все. Для исполнения музыки создан соответствующий церемониал.
Об этом чуть позже)

оркестр, музыка, мысли

Previous post Next post
Up