Когда-то, лет семь назад, я написала по заказу издательства «Лабиринт» книгу «Чары дружбы. Как научить своего ребенка защищать себя, не обижая других». Написала, сдала, получила гонорар и книжка «пропала». Я решила, что с изданием что-то не вышло и очень жалела, так как книжка мне нравилась. И вот несколько дней назад я с изумлением увидела в магазине «Лабиринт» свою книгу, под названием «Учим ребенка общаться. Как?» Разумеется, я немедленно ее заказала и сегодня получила. Она прекрасна. Как по содержанию, так и по оформлению. Так что эта история с хорошим концом.
Здесь есть несколько сканов страниц:
http://www.labirint.ru/books/576286/ Для перепоста в fen books решила выложить одну главу:
Мальчики и девочки
Снова вернемся к нашему конфликту на детской площадке. Что изменится, если в конфликт вступят девочка и мальчик? Проявит ли мальчик галантность? Позволит ли девочка покорно забрать у себя игрушку? Или она заплачет и побежит жаловаться? Потребует ли мама мальчика, чтобы он непременно уступил игрушку? И как следует поступать родителям в таком случае? Предупреждаю сразу, что на последний вопрос я не дам ответа - на него можете ответить только вы сами исходя из своих представлений о «правильном» поведении девочек и мальчиков. А я просто познакомлю вас с некоторой информацией.
В одной из книг по психологии я прочитала такую фразу: «Мы не рождаемся мужчинами и женщинами. Нас ими воспитывают». В первый момент я очень удивилась, ведь я хорошо знаю, что пол определяется еще в тот момент, когда встречаются яйцеклетка и сперматозоид. Однако, хотя пол ребенка определяется сразу после зачатия, нигде в генах человека не записано, как должен вести себя будущий мужчина или будущая женщина. До подросткового возраста мальчики и девочки гормонально нейтральны - половые гормоны присутствуют в их крови, но в минимальных количествах, и не могут влиять на поведение. Да и в подростковом возрасте гормональная перестройка скорее усиливает общую возбудимость, но отнюдь не диктует определенные стандарты поведения. К примеру, эстрогены - женские половые гормоны повышают агрессивность ничуть не хуже мужского полового гормона - тестостерона. Однако агрессивность считается именно «типично мужской» чертой поведения.
Итак, стереотипы «женского» или «мужского» поведения вовсе не обусловлены «волей матери-природы» - они передаются из поколения в поколение в процессе воспитания. И очень часто воспитатели руководствуются не реальным положением вещей и здравым смыслом, а некоторыми представлениями, которые кажутся само собой разумеющимися, но на самом деле ошибочны. Так, многие полагают, что девочки «от природы» более послушны, терпеливы, чувствительны, дисциплинированны, сообразительны, в то время как мальчики более агрессивны, обладают более критичным мышлением, более инициативны, способнее к математике и точным наукам. Так ли это? Зачастую совсем не так.
Развеиваем мифы
МИФ 1
Девочки более послушны, чем мальчики.
На самом деле психологи полагают, что послушание - то есть склонность принимать родительские указания без долгих споров - связана скорее с темпераментом, чем с полом. После трех лет девочки обычно понимают, что быть послушной - хорошо, однако многие девочки все равно стараются настоять на своем. Что касается склонности мальчиков к непослушанию, то здесь, возможно, срабатывает некий психологический механизм. Говоря своему сыну: «Ты должен всегда нас слушаться», родители часто думают в глубине души: «Но если ты не будешь иногда хулиганить - значит, ты не мужчина». Дети прекрасно воспринимают эти «молчаливые указания» и часто ведут себя намеренно вызывающе, просто чтобы их не считали «тряпками». Такое демонстративное непослушание может довести мальчика до серьезных неприятностей. Выход из подобной ситуации прост - родителям не следует в любом случае настаивать на своем. Довольно часто они могут, выслушав аргументы ребенка, согласиться с ним. Например, если вы решили в воскресенье пойти всей семьей пойти в кино, а ребенок заявляет: «Я не хочу в кино, я хочу на аттракционы», есть смысл прислушаться к его словам или по крайней мере выбрать развлекательный центр, где можно и посмотреть фильм, и поиграть на аттракционах. Тогда ребенок будет знать, что он может самоутвердиться, не прибегая к «опасному непослушанию». Большую помощь в самоутверждении мальчикам (и девочкам) могут оказать также компьютерные игры (см. главу 8).
МИФ 2
Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.
Пока не доказано, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет, когда они понимают, что такое поведение поощряется. На самом деле родители мальчиков поступят очень умно, если будут учить своих сыновей заботе об окружающих. Многие молодые семьи распадаются вскоре после рождения первого ребенка именно потому, что искренне любящий муж приходит в ужас от появления в доме источника постоянной тревоги и из-за того, что жена постоянно нуждается в его помощи и поддержке.
МИФ 3
Девочки более чувствительны
Чувствительность к боли зависит от индивидуальных особенностей обмена веществ и не имеет никакой связи с полом или возрастом. Верно то, что мальчиков обычно быстро отучают говорить о своих чувствах. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
МИФ 4
Девочки более «речисты», лучше умеют выражать свои мысли, более общительны
Исследования психологов показали, что еще в младенческом возрасте мамы девочек чаще берут своих дочек на руки, чаще сажают на колени, разговаривают, побуждают пристально наблюдать за мимикой, в то время как их сверстников-мальчиков чаще отпускают на пол, дают им мячик, машинку, другие «мужские» игрушки. Так из поколения в поколение у девочек воспитывают внимание к человеческому лицу, к его мимике и речи.
В результате у мальчиков в первые два года жизни чаще ставится диагноз «задержка речевого развития». В более старшем возрасте девочки понимают, что не должны давать волю рукам, если они хотят остаться «хорошими», и осознают, что «хорошо подвешенный язык» - это единственное оружие, которое им доступно. Разумеется, такая «асимметрия» не приносит пользы обоим полам. Мужчины вырастают «эмоционально глухими», женщины чувствуют себя беспомощными, когда им нужно обращаться с предметами (например, поменять пробки или починить розетку). Поэтому есть смысл в том, чтобы прививать мальчикам «эмоциональную грамотность» и направлять внимание девочек не только на общение между людьми, но и на исследование внешнего мира.
МИФ 5
У мальчиков лучше развита логика и больше способностей к математике.
Что касается способностей к точным наукам и к языкам, то в начальных классах школы талантливые лингвисты и математики обнаруживаются среди девочек и мальчиков с одинаковой частотой. В период полового созревания девочки часто начинают уступать мальчикам под влиянием установки: «Будешь слишком умной, никогда не выйдешь замуж». Учитель, если он разделяет господствующие предрассудки, тоже может внести свою лепту пренебрежительными замечаниями о «женской логике» и «девичьей памяти». Очень часто если в работе по математике есть ошибки, учителя говорят мальчикам: «Ты плохо постарался», а девочкам: «Значит, у тебя нет способностей». Таким образом многие девочки понимают, что им проще отказаться от борьбы и смириться с клеймом «математической тупицы».
Как воспитывать мальчиков и девочек
Традиция ни хороша ни плоха, она просто есть, и каждый родитель вправе относиться к ней так, как ему кажется правильным. Однако, воспитывая детей, постарайтесь не загнать их в ловушку. Мальчик, которому дома не разрешают плакать и переживать обиды, может ожесточиться, потерять эмоциональную связь с родителями, прибиться к дурной компании (люди, желающие использовать подростка в своих целях, очень хорошо знают, как нужны ему ласка и уважительное отношение). Девочка, которой запрещают отстаивать свои интересы, часто вырастает безответной жертвой или интриганкой, которая никогда не идет к цели прямым путем. Есть множество способов быть женщиной или мужчиной, и дело тут отнюдь не в юбках, брюках или длине волос.