Субъективность восприятие или дело о краже в яснополянской школе

Dec 04, 2015 17:13

Знаене старую поговрку "верт как очевидец"? Иллюстрация к ней сеогдня обнеру в неожиданном, для меня, месте.

Работая над главой о Ясной Поляне и наталкивасюь на такой эпизод.
Один из учеников школы Толстого совершил малкую кражу -- украл лейденскую банку из кабинета физики. Его уличили и приговорили к ношению ярлыка с надписью "вор". Вот как описывает дальнейшее сам Толстой:

"...когда девочка нашивала ярлык,--все ученики с злою радостью смотрели и подтрунивали над наказанными. Они требовали еще усиления наказания: "провести их по деревне, оставить их до праздника с ярлыками". Наказанные плакали. Главный преступник был бледен, губы у него тряслись, глаза дико и злобно смотрели на радующихся товарищей. Он, не оглядываясь, опустив голову, какою-то особенною, преступною походкой пошел домой, И ребята, толпой бежа за ним, дразнили его как-то ненатурально и странно жестоко, как будто против их воли злой дух руководил ими, что-то мне гворило, что это не хорошо".
После этого мальчик украл 20 рублей из кабинета учителя.

"Я стал увещевать его -- рассказывает Толстой, -- как увещевают все воспитатели; бывший при этом уже взрослый мальчик говорун стал увещевать его тоже, повторяя слова, вероятно слышанные им от отца -- дворника. Раз украл другой украл, говорил он складно и степенно, - привычку возьмет, до добра не доведет."

"Мне начинало становиться досадно. Я чувствовал почти злобу на вора. Я взглянул в лицо наказанного, еще более бледное, страдающее и жестокое, вспомнил почему-то колодников и мне так вдруг стало совместно и гадко, что я сдернул с него глупый ярлык; я велел ему идти, куда он хочет, и убедился вдруг, не умом, а всем существом убедился, что я не имею права мучить этого несчастного ребенка и что я не могу сделать из него то, что бы мне и дворникову сыну хотелось из него сделать. Я убедился, что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания."

А вот воспоминания одного из учеников:

"Как-то один ученик украл у товарища перочинный ножичек. Воришка в краже был уличен. Немедленно вся школа под председательством Льва Николаевича порешила наказать, -- налепить ему на спину ярлык с надписью "вор". Ярлык был готов и нужно было приступить к делу. Виновный стоит ни жив ни мертв. Ему лучше умереть, ежели ходить по деревне в ярлыком "вор". Нечаянный  оборот направил дело в другую сторону. Лев Никоаевич стоял, обдумывал что-то, потом повернулся к нам, отыскивая как будто советников на свою сторону. Взглянул на меня и сказал:
-- А как вы думаете, нехорошо мы сделали, осрамили человека, с ярлыком будем водить  по деревне? И все его будут дразнить, смеяться. Так на целый век срамить не стоит.
-- Ну и не нужно, -- согласились некоторые.
-- А то его отец убьет, -- сказал Игнатка.
-- Лев Николаевич, он женится, от него будут дети, и детей его будут дразнить "ваш отец был вор", -- заключил я наш своет.
Закончилось прощением. Виновеный принес перочинный ножечек и вручил его потерпевшему товерищу".
Воспоминания В.С. Морозова

Значительные отличия в двух рассказах об одном и том же, не правда ли?
Кому будем верить?

воспитание детей

Previous post Next post
Up