Источник:
Д.Д. Исаев В.Е. Каган Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л. «Медицина» 1980.
Прежде всего: материал по гендероному воспитанию не скомпонован, а разбросан по всему тексту. Выводы основаны не на исследованиях (как это было с сексуальным воспитанием) а на некритичном повторении гендерных стереотипов. Кажется, авторы сами не замечают ни противоречий в своем тексте (отмечены красным и синим цветом), ни того, что во многих важных вопросах они ограничиваются поверхностными, ничего не значащими, хотя и формально правильными словами. (зеленый цвет).
Кроме того внимание привлекают:
1) Незыблемость представления о «мужской» и «женской» сферах труда. (красный и синий маркеры)
2) Обесценивание успехов девочек (они добиваются успехов в обучении благодаря якобы «усидчивости и прилежаню» в то время как мальчики «больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм». (оранжевый маркер)
3) Обесценивание способности к глубоким личным привязанностям у мальчиков. (фиолетовый маркер)
4) Терпимое отношение к «спонтанной агрессии» у мальчиков, и даже попытки переложить вину на жертву агрессии. (коричневый маркер)
Текст:
Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. Н., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру и людям.
В ролевой игре проявляются не только аффективные потребности текущего момента, но и более глубокие тенденции, связанные с формированием личности. Когда мальчик играет в шофера или разведчика, а девочка в куклы, это не только упражнение в деятельности, но и отражение стремлений. В детских играх символически реализуются желательные или уничтожаются нежелательные для ребенка свойства его личности. Это проявляется и в фантазиях, сновидениях, рисунках. В игре находит место и формирование мужественности - женственности, интерес к вопросам пола. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствует элемент соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют дружными стайками, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Уважением пользуются добрые, заботливые, конформные. В совместных играх мальчиков и девочек первые больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм, а вторые олицетворяют тенденции упорядоченности, сохранения привычных правил и форм.
В начале обучения девочки часто добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более дифференцированной и тонкой ручной моторике, большей усидчивости и прилежанию. Подчеркивая эти различия, педагог рискует, во-первых, способствовать феминизации поведения части мальчиков, во-вторых, у другой части провоцировать агрессивность к девочкам, в-третьих, выработать у девочек «взгляд свысока» на мальчиков, неуважение к маскулинному поведению.
До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения? Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это отвергание, объективно отражающее динамику формирования отношений в коллективе, в крайних случаях может принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще всего - на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о мужественности. И когда взрослые говорят: «Какой же ты мужчина?», мальчики презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослы; может привести девочек, к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это - к изменению отношения к нему мужской части коллектива.
Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом поступать в соответствии с может быть еще не всегда для него понятными стремлениями более активных и сведущих заводил. Такая группа может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными и непристойными замечаниями. Участники подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни, тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, женщину обижают походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому превосходству».
На этапе половой гомогенизации мальчиков отличает агрессивность, которая часто вызывает острое недовольство взрослых, их карающие личные и коллективные санкции и т. д. Результатом может быть либо утрата взрослыми контакта с мальчиками, либо феминизация поведения мальчиков, отрицательно сказывающаяся на дальнейшем ролевом, не только психосекеуальном, но и социальном оформлении личности как мальчиков, так и «обижаемых» ими девочек. Целесообразно помочь ребенку понять истинный мотив его поступка,, показать ему более желательный вместе с тем мужественный способ отношения к жизни и проявления внимания к девочке. Осуждая и наказывая спонтанное поведение мальчика, учитель рискует выработать отрицательную установку к положительным мотивам этого поведения.
В каждом конкретном случае продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще для них недоступную мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию. Например, оценивая обиду, нанесенную мальчиками класса одной из девочек, следует учитывать не только Возможность неуважения к девочке как представительнице своего пола, но и тот факт, что она вызвала осуждение своим, например, фискальством или неумением разделить интересы коллектива.
Не менее, а возможно, и более важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка. В школе этому может помочь работа на уроках труда, кружковая работа и внеклассные занятия, в ходе которых мальчики и девочки выполняют либо дела, адресованные другому полу, либо разные части общего дела. Важно, чтобы мальчики и девочки пережили и осознали свое разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое общее участие в конкретном деле, могли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным!) партнерам.
Трудно переоценить значение военно-спортивных игр с их высоким и положительным эмоциональным накалом, а также кружковой работы, роль руководителя кружка. Мальчики тяготеют к «мужским» кружкам, которыми и руководят, как правило, мужчины. Здесь они могут получить, как и девочки в соответствующих «женских» кружках; адекватные представления и поведенческие образцы мужественности или женственности.
Роль родителей также заключается не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется каких-либо специальных мер: матери и отцу следует лишь включить в большей, чем до этого; мере сына или дочь в свои семейные обязанности. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной; если при этом мужская и женская половины помогают друг другу," то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше чем назидательными беседами. Мы неоднократно убеждались в том, что наиболее мужественные мальчики редко предпринимают акты бесцельной, призванной лишь выразить внимание, агрессии к девочкам. Заботливость - далеко не только женская черта, в этом возрасте и мальчики и девочки должны освоить приемлемые для них и соответствующие их половой роли способы заботиться друг о друге.
Следует принимать во внимание и пол ребенка, избавляя девочек от особенно тяжелых нагрузок. В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом, и эта тенденция часто некритически распространяется на воспитание детей. Однако в целях воспитания мужественности и женственности как социально необходимых и значимых свойств личности целесообразен и выбор того, что в первую очередь должен делать мальчик, а что девочка. Преодоление -силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя основных трудностей в работе - все эти качества должны воспитываться у. мальчиков. Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у девочек. И труд создает для этого наиболее благоприятные условия. Попытки жесткого разграничения и разделения труда для мальчиков и девочек могут вызвать, исходя из нынешней структуры семьи, возражения. Думается, что эти возражения не будут столь категоричными, если забота о мужественной и женственной позиции в жизни и труде не станет подменяться оценкой конкретных дел как-«мужских» или «женских». От позиции мужественности и женственности легко перейти к расширению круга обязанностей. От разделяемых по полу дел перейти к правильным установкам мужественности и женственности практически невозможно.