МАЛЬЧИК: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ. Как часто педагоги и родители сетуют на недисциплинированность представителей этого беспокойного племени, с какой готовностью они списывают на несносный мальчишеский характер свои ошибки, неудачи, несбывшиеся надежды. Между тем не столько мальчишки повинны в том, что взрослые испытывают трудности в их воспитании, сколько сами взрослые, игнорирующие все то, что заложила в ребенка природа, создав именно мальчика - представителя мужского пола. «Нет абстрактного подростка,- подчеркивал В. А. Сухомлинский,-...есть конкретная человеческая личность - мужчина или женщина». Следовательно, родителям необходимо знать особенности развития ребенка, связанные с его половой принадлежностью. В чем же состоит специфика воспитания мальчика?
Наибольшее беспокойство родителей обычно вызывают непоседливость и неорганизованность мальчиков, частые нарушения ими установленного порядка, драчливость, негативное отношение к учебному труду, требующему исполнительности, настойчивости, аккуратности (известно, что среди неуспевающих школьников почти 80% составляют мальчики), разбросанность и неустойчивость интересов и увлечений поверхностность знаний при большей в сравнении с девочками широте кругозора, неожиданные перепады в настроении, резкие колебания самооценки - от излишней уверенности в себе до самоуничижения, неспособность сосредоточивать внимание в течение длительного времени на каком-либо одном деле (мальчики, как правило, охотно выполняют кратковременные поручения, в которых они могут обнаружить свою смекалку и изобретательность, но с трудом переносят статическую нагрузку). Родителям следует помнить, что все указанное - не столько проявления невоспитанности либо злонамеренности ребенка, сколько внешнее выражение, во-первых, тех процессов, которые происходят в его организме и психике, во-вторых, потребности реализовать свое «я» в соответствии с принятыми в среде сверстников нормами, кодексом мальчишеской чести. Я. Корчак отмечал в этой связи: «Мальчику кажется, что ему не пристало, стыдно быть спокойным, благоразумным, благовоспитанным.
...Мальчишке труднее быть чистеньким, он любит подвижные игры. У мальчиков больше синяков и шишек, порезанных пальцев, ссадин на коленках; мальчики больше дерут башмаки, чаще бьют стекла. Да потому, что они больше мастерят и более дотошные. Но они не грязнули. Просто мальчики любят все побыстрее, менее терпеливы, и потому тетрадки у них не в таком порядке. ...Мальчики стыдливы не менее девочек. Только мальчики говорят нехорошие слова громче. А делают что-нибудь неприличное из озорства или чтобы «себя показать:».
Воспитывать мальчиков особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этот период требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Важно при этом так организовать жизнь сына, чтобы его активность находила выражение в полезной деятельности, чтобы у него укреплялась вера в свои силы и возможности. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявлять себя как представитель «сильного» пола, приучался брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Сегодняшнему мальчишке в недалеком будущем предстоит стать защитником Родины, поэтому особое внимание родители должны уделять физической закалке сына, развитию его волевых качеств, формированию патриотических чувств.
«Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах,- писал В. А. Сухомлинский,- долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утвердить сознание долга, ответственности и достоинства - это значит воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа, надежного товарища, настоящего человека и гражданина.
См. также: Дошкольник; Культура поведения; Младший школьник; Мужественность; Отцовство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Подросток.
Советуем прочитать: 7, 27, 35, 39, 40, 41, 79.
Семейное воспитание. Краткий словарь. М. Политиздат. 1990 г.
Советую сравнить эту статью с предыдущей, рассказывающей о девочках, и обратить особое внимание на то, чего в данной статье нет:
1) Нет ни слова о том, к какому занятию природа предназначила мальчиков.
2) Нет ни слова о том, что мальчики (как любые дети) склонны порой преувеличивать и фантазировать.
3) Не смотря, на очень правильную цитату из Сухомлинского нет ни слова о том, что мальчики иногда бывают спокойными, организованными и "поседливыми" (т.е. усидчивыми). Авторы вообще постоянно путают гендер и темперамент.
4) Фразу, выделенную красным, я очень хотела бы увидеть в "девочковой" статье. Но там ее и близко нет.