Карин Калверт Дети в доме. Новое лит. Обозрение. М. 2009.

Mar 18, 2010 23:34

Часть третья. Невинный ребенок. 1830 - 1900.

Закаливающие процедуры продолжали оставаться в моде. Новорожденных до 3х месяцев купали при температуре воды 20 градусов, позже температура могла понижаться до 13 градусов. До 6 месяцев с детьми не рекомендовалось играть, считалось, что это делает их чрезмерно нервными.

До 3х лет дети носили короткие рубашечки - голубые, разовые, светло-зеленые. Дети обоего пола носили одежду одинакового цвета и покроя, им одинаково коротко стригли волосы. Считалось, что различия в одежде могут возбудить у детей нездоровое любопытство и преждевременно лишить их невинности.

С той же целью девочкам не рекомендовали кататься на палочках, лошадках качалках, и качелях - досках т.е. таких, на которых нужно было сидеть, раздвинув ноги. Для мальчиков подобные занятия, почему-то ;) считались не опасными.


Идеалом эпохи были маленький лорд Фаунтлерой из одноименного романа Элизы Беннет, и маленькая Ева из «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

Только испорченные дурным воспитанием дети могли иметь сложную натуру, склонность к бунтарству, испытывать агрессию, неясные порывы (см. «Джен Эйр» -- Е.П.), которые можно было умиротворить правильным воспитанием сочетающим строгую дисциплину и доброжелательное отношение.

В 1848 году был опубликован рассказ Роуз Эшли об умственно отсталой девушке, которую много лет безуспешно воспитывали родители. Став сиротой она была насильно выдана замуж за своего опекуна, забеременела от него и родила дочь. Материснтво чудесным образом исцелило ее разум, она вспомнила все уроки собственной матери, смогла рисовать, писать, шить и играть на арфе.

Игрушками мальчиков были оружие, молоток (Локк рекомендовал сыновьям дворян «для общего развития» изучать основы ремесла - Е.П.), повозки, кнуты (Кнутик просила купить маленькая Кэтрин, героиня «Грозового перевала» Эмили Бронте. Символично, что вместо кнута она получила Хитклифа. - Е.П.)

Девочки играли с  фабрично изготовленными куклами (см. «Щелкунчика» Гофмана - Е.П.) , кукольной мебелью, посудой. У них  были игрушки  из фарфора и бумаги. После 1850 года чрезвычайной популярностью пользовались фарфоровые младенцы, их рекомендовали авторы трактатов по  воспитанию как пропаганду повышения рождаемости. («Сахарный младенец, любимец Мари» у Гофмана - Е.П.)

Тем не менее, когда в 1898 году Т.Р. Кроуэн провел опрос 1000 мальчиков и 1000 девочек об их любимых игрушках, только 25% девочек назвали любимой игрушкой куклу. Среди других ответов были: мяч, обруч, скакалка.

В то же время, судя по мемуарам, мальчики (особенно во время боезини) могли играть с куклами , шить для них лоскутные одеяла и т.д. Мальчик и его кукла были героями некоторых детских книг.

Детям обоего пола рекомендовалась работа в саду, уход за домашними животными и т.д. (См. «Таинственный сад» Элизы Беннет - Е.П.).

Вот превосходная иллюстрация к этой главе:





http://community.livejournal.com/pogruzhaemsya/3897.html?mode=reply

Здесь вы можете увидеть и ходули, турники, обруч, оружие - на одной половине. И скакалку, правильные качели, леечку, куклу, волан на другой.

дети история, воспитание детей

Previous post Next post
Up