Мы пришли в Центр раннего развития по системе Монтессори.
Вообще это имя используется нещадно. Разобраться в этом всём с первого взгляда очень трудно. Во-первых, есть некая международная организация AMI, берущая начало с самой Марии Монтессори и долго управлявшаяся её сыном. Якобы только они имеют право обучать и выдавать лицензию монтессори-педагогам. С этой AMI взаимодействует "Московский центр Монтессори", представители которого утверждают, что только они разбираются в монтессори-педагогике. Ничего про них лично не знаю и не узнаю, потому что занятия "вместе с мамой" там не существует в принципе. Более того, это является одним из критериев, по которым можно судить, есть ли у Монтессори-центра лицензия AMI. Так и говорят: занятия вместе с мамаой никакого отношения к педагогике монтессори не имеют. В общем, оставлю их в покое, потому что сказать мне о них нечего.
Всё это я знала, когда пошла в Монтессори-клуб "вместе с мамой", но меня это не волновало, т.к. сама система обучения мне не принципиальна, для нас все эти развивалки - скорее времяпровождение, у нас с Викой и так всё отлично.
Итак, другие Монтессори (по утверждениям первых - не настоящие). Они являются частью огромной разветвлённой системы, существующей по всему миру. Обвинения в ненастоящести их нисколько не волнуют, потому что у них полно своих ассоциаций, лиг, школ и прочего. Гугля монтессори в интернете, натыкаешься почти только на них, они перекрыли другую информацию своим количеством.
После посещения этого занятия у меня было ощущение, что меня неоднократно пытались изнасиловать в мозг. Впечатление было двояким - положительная оценка рабочего и игрового материала и неприятное давящее ощущение, что что-то не так. Ощущение это меня долго не отпускало, мне казалось, что я побывала у сайентологов (когда-то я работала в "Большой земельной компании", владел которой настоящий сайентолог, это я знаю достоверно, поскольку переводила его переписку с мега-фигурами сайентологии из Великобритании. Так вот, в Монтессори-сити я почувствовала себя так же, как в этой "земельной компании". Разумеется, это всего лишь ощущения, но своей интуиции я привыкла доверять). Каким же было моё изумление и одновременно ужас, когда в интернете я нагуглила много "информации" про то, что действительно часть монтессори-клубов спонсируется сайентологами. Однако никаких ссылок на проверенные источники я не нашла, так что всё остаётся покрытым мраком. В конце-то концов, может это просто происки конкурентов по педагогике? Вот, например, цитата: "Невозможность авторского контроля привела к тому, что за именем Монтессори скрываются, как правило, запрещенные тоталитарные секты и церкви, нередко финансирующие создание подобных центров и ставящие, таким образом, под своё влияние целые семьи и будущее детей"
(ссылка). Или такая цитата: "...если вы обращаетесь в "центр Монтессори", то он должен быть официально аккредитован Международной Ассоциацией, которая, кстати, если следует заветам самой Монтессори, то запрещает обучение до 3-х лет. Если такого сертификата и подтверждения нет, то за этим "центром Монтессори" стоят сайентологи, незаконно использующие бренд и методики в своих целях. Эти сектанты весьма активны и агрессивны и Вы их сразу узнаете."
(ссылка) И мне действительно показалось, что я их узнала о_О.
Под кат спрячу свои личные странные ощущения, пока они свежи и не стёрлись из памяти.
1) Больше всего меня поразил поиск проблем в воспитании. Какую бы тему не начинала обсуждать со мной педагог-психолог Юлия, всё это сводилось к заявлению, что у нас проблемы. Например, когда я пыталась объяснить, что ребёнку сложно в незнакомом помещении беспрекословно выполнять команды, поскольку он неуютно чувствует себя в новой обстановке с чужими людьми, мне было сказано "Вы всегда идёте у неё на поводу?" о_О Когда Юлия беспардонно стала прикасаться к Вике, та возмутилась, а я сказала "не надо её трогать", Юлия завила "Почему она не любит тактильный контакт? Это происходит только с незнакомыми или даже с вами?" о_О Я начала было что-то говорить про личное пространство, но потом вспомнила, что и сама несколько раз отшатнулась от Юлии, когда она при разговоре на меня практически залезала. И несколько других подобных заявлений. Юле очень хотелось вскрыть проблемы и недостатки воспитания. Когда до меня это стало доходить, я озвучила, что не позволю вмешиваться в то, что сама считаю правильным.
2) В группе существуют строгие правила, вот основные: не отнимать у других, класть на место. Вообще-то, я считаю, что это прекрасные правила. Но возникли нюансы: эти правила не только должны соблюдаться строго и неукоснительно, но и помогать я ребёнку не должна. Кажется, я должна была заставлять её всё убирать. Мне сказали, что первое время это может вызвать сопротивление у ребёнка, но я должна настаивать, он привыкнет. И даже предложили первый раз увести его пораньше, если он сильно забеспокоится, чтобы не испортить у него впечатления. Подчёркиваю: не ослабить правило, а избежать ситуации его ослабления. В принципе, это может быть верно при определённых моментах в воспитании, но я не считаю, что на это имеют право посторонние люди.
3) Атмосфера "втирания в доверие". Браться за руки, петь песни - вроде бы всё то же самое мы делали на всех других развивалках, но там это было очень естественно. А здесь... если вы когда-нибудь сталкивались с сектантским поведением - навязывание себя, своего контакта, даже сквозь личное пространство, то вы поймёте, о чём я.
Церемония чаепития. Ну, вроде бы ничего такого страшного. Но, придираясь и выискивая черты секты, разумеется чаепитие станет дополнительным пунктиком: момент сближения за столом, подпункт "втирания в доверие". :) Ничего подобного в других клубах мы не встречали.
4) Попытка тотального контроля воспитания в семье - педагог-психолог Юлия настаивала на том, что все правила их заведения мы должны соблюдать и дома. Чтобы ребёнок не путался.
5) В течение месяца проходит 8 занятий, но одно из них - собрание мам. Более того, мам приглашают на индивидуальные беседы, в случае выявления проблем (ага, тех самых, которые она так активно пыталась у меня выявить). Обработка мам?
6) Встреча с директором перед занятием. Само по себе это показалось мне приятным, но ни в одном другом месте с родителем не беседует директор. Расположить, завоевать доверие и симпатию - это у директора на встрече получилось.
Вообще многое там мне показалось приятным, если бы не некоторые вещи, услышанные мной от Юлии. Сначала я даже подумала, что это проблема педагога и можно попроситься в группу другого, но потом осознала, что это - политика всего клуба. Неспроста директор подчеркивала: "Существует два мифа о Марии Монтессори. Первый миф - она работала с умственно отсталыми детьми, второй миф - здесь нет строгих правил". О да, несмотря на заявленную "свободу в занятиях, творчестве", обязанность исполнения правил мне показалась настолько строгой, с какой лично я до этого времени вообще не сталкивалась.
Я всё же хотела сходить ещё на одно занятие, чтобы прояснить ситуацию, но муж, услышав мои подозрения, выступил резко против. Правду я так и не узнаю, но осадок после занятия вряд ли забуду, даже если никакие сайентологи за этим и не стоят. Основная моя претензия: я убеждена, что подход к ребёнку в новом месте должен быть адаптационный, по мере привыкания ребёнка. Здесь же подход строгий и беспрекословный: заставим, привыкнет.
UPD: 7) Ещё вспомнила, тогда меня смутило в речи директора, что их приехали обучать американцы. Я сразу подумала, при чём тут американцы, если система европейская. Тогда впервые и подумала с сектах.