Я не читала книг по воспитанию и уходу за ребёнком совсем, где-то до года-полутора ребёнка, и даже не задумывалась о чтении. С одной стороны, возможно, зря - я могла упустить что-то важное. Но с другой стороны, я испытала на себе силу материнской интуиции и считаю это незаменимым опытом. Я не слушала никого, включая обеих бабушек, ведь мнения вокруг различаются до кардинально противоположных; сначала это просто сбивало меня с толку. Я действительно прислушивалась к голосу сердца без воздействия посторонних влияний. Позже, когда я увлеклась литературой, с удивлением обнаружила, что часто поступала именно так, как описано во многих книгах. Неспроста Винникот так много значения придаёт чистой интуиции матери, незамутнённой советами посторонних.
Капризные дети?
В первые месяцы жизни дочери я пришла к выводу, что капризных от природы детей не бывает. Ни одна слезинка ребёнка не была пролита без причины. Было очевидно, что ребёнку приятно радоваться, а плач никакого удовольствия ему не доставляет. Всякий раз, плача, дочка просила "помоги". Первые дни и недели разобраться в причинах плача было сложно, от этого было страшно, иногда на разгадку уходило несколько дней. Иногда опускались руки и проливались слёзы отчаяния. Но в итоге каждый раз причина всё-таки находилась и по возможности устранялась. Это могло быть что угодно от голода и усталости до проявлений скачка роста. Малыши развиваются скачкообразно, и какая-нибудь новая способность может вести ребёнка не только к удивлению, но и к истощению. То, что его пальчики обрели такую чувствительность и он стал нащупывать предметы - радостное событие для родителей, но, возможно, оно пугает самого малыша. Часто бывало, что ребёнок просто очень хотел спать, но не мог заснуть.
Поэтому когда про пятимесячную крошку говорят "капризный ребёнок", меня это смущает. Я верю, что капризность можно "вылечить", если проявить чуть больше внимания, времени и желания понять - "что же ты хочешь сказать, малыш?".
Но конечно я не забыла, как это тяжело, сколько моральных сил требуется для этого.
Агрессивные дети?
Около года я пришла к выводу, что не бывает от природы агрессивных детей. Проявление злости ребёнком - это снова сигнал маме: "Ты что-то делаешь не так, исправь это и тем самым помоги мне". Один единственный раз у меня была ситуация, когда ребёнок проявил попытку агрессии, колотя меня своими ручками. Дочка не давала мне нажимать на клавиши ноутбука. Я смутилась, потому что не сразу поняла, что происходит. Но всё встало на свои места, когда после этого акта злобы я отошла от ноутбука и уделила внимание ребёнку и только ему, не отвлекаясь.
А ведь ребёнок подавал мне сигналы задолго до проявления агрессии. Я думала, что нахождения у меня на коленях малышу уже достаточно. Мне казалось нестрашным, что всё моё внимание приковано к буковкам в интернете. А ребёнок в этот момент, видимо, думал: "Мама играет в кнопочки, значит я тоже буду играть в кнопочки. Так мы будем играть вместе". Но мама почему-то не позволила играть... Ни первый, ни второй, ни третий раз. "Мама не хочет со мной играть = мама меня не любит?"... Я увлечённо печатала, запрещая делать то же самое дочери, и она всего лишь хотела вернуть моё внимание к ней. Я поняла, что ребёнка нужно насыщать вниманием и проявлений агрессии больше не было.
Часто люди думают, что таким вниманием ребёнка можно избаловать. На самом деле ребёнок, который напитался вниманием, удовлетворил потребность в тактильных ощущениях и психологическом спокойствии, обязательно устанет от внимания в свой адрес, это неизбежно. Чем он младше, тем длительнее ему нужен контакт, тем меньше перерывов он даёт матери. Но чем он становится старше, тем сильнее он сам будет настаивать на сепарации от родителей.
Все современные мамы знают про кризисы и скачки роста. И все, наверное, в курсе, что каждый скачок направлен на некоторое отделение от мамы. Сначала идёт скачок, условно называемый "кризисом года", который может наступить ранее или позже, но всегда он сопровождается определённого рода сепарацией. Малыш начинает сам ходить, меньше времени проводит в слинге и т.д. Затем идёт знаменитый кризис "я сам", когда отделение от матери уже совсем существенно - малыш стремится к самостоятельности. Все дальнейшие кризисы, включая кризис подросткового возраста, нацелены на то же самое - отделение от взрослых.
Так стоит ли искусственно отталкивать ребёнка в начале его пути, когда он просит "Дайте мне внимания и заботы! Обнимите меня! Побудьте со мной!"?
Но даже внутри этих первых периодов, когда ребёнок буквально не может без взрослых, даже тогда он успевает нахвататься внимания. Первый наш период, когда малышка была "маминым хвостиком", длился 11 месяцев. Я не отказывала ни в удовлетворении потребности общения, ни в физической поддержке. В 9 месяцев ребёнок уже мог самостоятельно ходить, но ещё пару месяцев предпочитал делать это за ручку. Эти 11 месяцев были, пожалуй, самыми сложными. Тогда отдыха я почти не получала - ребёнок успевал соскучиться за пару минут. А потом, как принято говорить, "ребёнка словно подменили". К нему пришло радостное и счастливое осознание "я сама могу и готова передвигаться, ходить, дотягиваться до разных предметов!". И потребность в маме значительно снизилась. Теперь я могла отдыхать периодами по 20-40 минут! Я стала замечать, что могу "напитать" дочку вниманием. Если я знала, что в 12 пойду готовить обед, то заранее, минут за 40, а лучше за час, начинала активные обнимания, валяния, игры, в итоге ребёнок сам увлекался игрушками и замечал, что я отсутствую, спустя какое-то время, которого мне было вполне достаточно для занятий на кухне.
Ну а в полтора года случился новый скачок. И теперь ребёнок уже периодически сам всем видом и словами даёт понять, когда считает, что участия взрослых в играх с ним слишком много. Это было довольно неожиданно! Но такое стремление к самостоятельности я восприняла с большой радостью - ребёнок растёт! Кроме того, теперь ребёнок стал понимать объяснения из серии "Мама занята. Я доделаю это, и мы будем играть" - после полутора я дождалась и этого.
Избалованные дети?
Сложно поспорить с тем, что ребёнка можно избаловать. Но как именно? Ребёнка балуют не тогда, когда берут по его потребности и просьбе. Балуют его тогда, когда не прекращают изливать на него своё внимание даже против его воли - уже тогда, когда он требует отделения. Когда малыш стремится к самостоятельности, а его продолжают насильно обнимать, не дают быть самостоятельным, играют не "вместе с ним", а "вместо него". Я видела, как это происходит в действии - одна из наших бабушек как раз такая. Именно поэтому я убеждена: балуют не удовлетворением потребности. Балуют навязыванием своего внимания, когда потребности в этом внимании нет.
"Родители, по словам Боулби, могут воспитать избалованного и изнеженного ребенка. Но это произойдет не в результате их излишней сенситивности и отзывчивости на сигналы малыша. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что родитель берет всю инициативу на себя. Родитель может добиться близости к ребенку или излить на него любовь, хочет того ребенок или нет. Родитель не ориентируется на ребенка." (
Отсюда).
Когда найден баланс: удовлетворить естественные потребности в близости и контакте, но при этом не переборщить и не навязать лишнего - тогда ребёнок не будет ни капризным, ни агрессивным, ни избалованным.
Моему ребёнку слишком мало лет, чтобы я могла привести больше примеров. Пока что это то, что я пережила сама. Но потом я начала читать книги, авторы которых утверждают, что и с другими проблемами можно справиться. Например, Фабер и Мазлиш говорят, что не бывает от природы ревнивых детей (ревность к сестре и брату появляется из-за ошибок в поведении родителей); Эда Ле Шан говорит, что не бывает от природы лгунов и воров (даже это может происходить в качестве издержки отношений с родителями) и т.п. Думаю, когда-нибудь, имея больший опыт, я ещё вернусь к этой теме.
Поводя итоги, хочется сказать, что, как бы банально это ни звучало, всё в наших руках. Главная отличная новость в том, что дети не рождаются "плохими". Понимаю, что в первую очередь возникают мысли про гены и наследственность, скоро напишу об этом отдельно.
Клод Моне "Мадам Моне с ребёнком"