О медицине в России 19 века

Feb 13, 2018 10:26

Эпиграф
...Да ты представляешь, что такое врач в селе? Тут бабка Фетинья - главный профессор медицины. Это теперь-то, на пороге двадцатого века!
...- Страшные вещи я вычитала из этой книжки, Флегонт, - сказала она, уловив его взгляд. - Подумай: на семьдесят пять тысяч душ в России один врач. Четыре больничные койки на десять тысяч населения...
Н. Вирта «Вечерний звон».

Приветствую тебя мой читатель, - этот пост о медицине в тамбовской губернии России примерно середины и второй половины 19 века (1860-90гг). Как и 2 предыдущие записи, эта основана на записях современников. Здесь только тексты.
Цифры, графики, таблицы, статистические данные хорошо и наглядно изложены здесь:
https://pikabu.ru/story/kak_menyalsya_uroven_zhizni_v_rossii... , за что автору искренняя благодарность.

1. 1860е:

В.Я.Крюковский «Около бурсы» Воспоминание о тамбовской духовной школе 60х годов, в связи с очерком тогдашнего сельского духовенства. Издание Д. И. Лебядинского, Свенцияны. Типография И.М. Магата 1914г.

«… в ходу была настойка на смородиновых листьях, шелухе кедровых орехах и, как лекарство почти от всех болезней, внутренних и наружных, настойка на зверобое и березовых почках.

Кстати о лекарствах. Лечились тогда, в общем, мало и то домашними средствами. Помню, что к нам только один раз заезжал врач из уездного города. И там он был, кажется, единственный. Известен он был тем, что его редко можно было застать трезвым. Ходили рассказы, что этого врача привозили в, деревню к больному, немного протрезвляли, а затем, по оказании медицинской помощи, он опять напивался, и его отправляли домой. Кроме врача, помню, были еще «подлекарь» и «воспенник» (простой крестьянин, наученный прививать оспу) да баба-повитуха. Болезней мудреных тогда не знали. От лихоманки (лихорадка) пили водку, настоянную на полыни, трефоли и тысячелистнике. Болела голова, был жарь-прикладывали к вискам листы от вилка (кочана) кислой капусты, «от живота» помогать огуречный разсол и накидывались горшки (суррогат сухих банок). От кашля давали лакрицу, а «жаба» лечилась симпатическими средствами. Наша соседка, Варя Афонькина (интересно, что мужа её звали Афонька Варин), от жабы давала пить воду с уголька и делала массаж шеи, причитывая что-то «о 3apя-Зарница, красной девица» и рекомендуя жабе удалиться куда-то подальше от раба Божия (имя рекъ). От чесотки (ее называли у нас «шелуди») помогало смазывание тела в жаркой бане дегтем, сваренным с шелухою от лука и куриным пометом (!) Помню, применялись и довольно героические средства. При сильных болях в животе рекомендовалось встряхивание больного, поднятого за ноги (чтобы переместившиеся внутренности приняли нормальное положение), а один раз я видел, как крестьянка, страдавшая какою-то внутреннею болезнью, попросила татарина, водившего ручного медведя, чтобы медведь потоптал ее ногами, для чего легла животом на землю. Заразительных, болезной (так, называемых, у нас, «прилипчивых») не особенно боялись тогда, и я помню, как мой отец, отправившись напутствовать больного натуральною оспою, почему-то взял меня с собою (мне тогда было лет 8 - 9).

В особых тяжелых случаях, когда все выше описанные средства не помогали, предоставлялось все на волю Господню. При трудных родах просили батюшку, чтобы он отворил царские врата... Но, помнится, отец отклонял такие просьбы, как суеверные.»

Следующие правда не такие яркие воспоминания изложены в дневнике управляющего усадьбы Боратынских. Эти воспоминания датируются 1888 годом. Следуют так же учесть, что речь идет о князьях, которым было доступно посещение лучшего хирурга губернии.

16-е Июля. Уборка ржи 350 дес. окончена. Начинаем жать пшеницу, пшеница в нынешнем году очень хороша <...>. В 9 часов вечера с княгиней Александрой Львовной сделался за чаем первый апоплексический удар, все господа сильно перепугались, а боле всех Андрей Ильич <...>.

18 Июля. Утром у княгини оказалась вывихнутою нижняя челюсть. Это, вероятно, вследствие 2-го паралича. Богданов ей вправил, она вздумала испробовать, хорошо ли ей будет разевать рот, и опять вывихнула челюсть, говорить не может, есть и пить тоже, и теперь никому не дается оперировать, даже московскому оператору, который живет у Атрыганьева в Вяжле и вырезает ему на языке рак <...>.

20-го Княгине нельзя есть, и голод ея заставил просить сделать операцию. Решили весть ея в Тамбов к Иковицу, отправили ея вечером в 10 час. <...>.

21-го Июля. Иковиц дал княгине хлороформу и в десять минут исправил и забинтовал ей голову.

Мораль записи? А ее пожалуй нет, просто интересно читать то, как современники представляли себе тот или иной аспект жизни. Думаю так же, лет через 150 потомкам будет интересно читать о наших врачах, больницах, и лекарствах.

#Тамбовская губерния, #длиннопост, #текст, #дореволюционная Россиия, #краеведение, #История, #медицина

Previous post Next post
Up