В путеводителях по Мытищам и в интернете написано, что фабрика «Вискоза» в Мытищах основана некими англо-бельгийскими акционерами. Вопросов ни у кого не вызывает, всех устраивает. А меня - нет.
Вопрос «кровный».
Не было бы фабрики - не приехала бы мама в 1949 году в Мытищи работать по распределению, не встретила бы здесь отца, а значит и меня не было бы на свете. Поэтому имею желание узнать, кто же эти англо-бельгийские мои «крестники». Чтобы можно было приехать когда-нибудь на англо-бельгийскую землю, склонить в благодарности голову перед их могилами, - спасибо, родные, за ваш труд, за ваше старание.
Цитаты:
1. «В 1908 году в Мытищах была построена англо-бельгийским акционерным обществом «Вискоза» (английского концерна Курто) первая в России фабрика вискозного шелка.»
(М.А.Клычникова. Мытищи. Путеводитель по городу и району. 2005)
2. «Акционерное общество «Вискоза» - существовавшая в дореволюционной России компания, учрежденная англо-бельгийскими акционерами.»
(Википедия)
Недавно в Википедии формулировка была исправлена на более корректную, но суть не изменилась: «Компания основана в 1909 году при непосредственном участии англо-бельгийского капитала
3. Производство вискозного волокна в царской России было организовано англо-бельгийским акционерным обществом, которое построило и ввело в эксплуатацию в 1909 г. небольшую фабрику Вискоза в Мытищах, под Москвой. Вся аппаратура для начатого производства вискозного волокна была выписана из-за границы, оттуда поступало и необходимое сырье - целлюлоза из Швеции, сероуглерод из Италии.
(Большая энциклопедия нефти и газа)
Ладно, англо-бельгийские акционеры так англо-бельгийские акционеры. Словосочетание хорошее, звучит красиво. Только кто они, откуда взялись, как их звали - нигде ни слова, ни одного документа.
Смотрим учредительные документы АО «Вискоза».
Кто учредитель? -
Вахтер Константин Логинович. По происхождению немец, российское подданство. Никак не англо-бельгиец.
Его соратники,
отцы-основатели «Вискозы», члены Правления. Гоне и Ландау - французские граждане. Фамилии тоже явно не англо-бельгийские. Голубев - тем более. Коган-Бернштейн - фамилия «универсальная», это понятно, но персонаж наш, российский.
Думаю, всем им было бы обидно прочитать, что в истории создания фабрики в Мытищах их как бы и не было.
Что ж, мы наших «вискозных» обижать не дадим. Разберемся и выясним, как все было на самом деле.
Для этого будет необходима небольшая, но важная вводная.
О патентах и привилегиях
Практически во всех странах Европы, в том числе и в России, на момент учреждения АО «Вискоза» действовало патентное право. Обладатель патента (в России до 1917 года это называлось «привилегия») получал исключительное право пользоваться изобретением в сфере промышленности и запрещать всякому другому это пользование; он один был вправе изготовлять предмет изобретения, распространять, продавать и употреблять его для промышленных целей.
В целом система патентов/привилегий работала на развитие промышленности. С одной стороны обеспеченное на время обладание рынком привлекало к промышленности капиталы. С другой стороны у изобретателей был стимул делать изобретения мелкие, незаметные, но все же двигающие промышленность, например, в 1896 г. в Англии из 30194 патентов около 5000 пришлось на велосипеды. Патенты/привилегии являлись наиболее целесообразным способом примирения интересов изобретателя со стремлением промышленности к удешевлению производства.
В России тогда действовало принятое в 1896 году «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», которое содержало уже большинство элементов современной нам патентной системы.
Срок действия привилегий устанавливался «не долее 15 лет», т.е. получивший привилегию человек или фирма получали охранное свидетельство, фактически гарантирующее монополию на использование конкретного изобретения в течение 15 лет. Срок действия привилегии, выдаваемой иностранному гражданину или фирме, на изобретение, которое уже было запатентовано за границей, увязывался со сроком действия заграничного охранного документа.
Привилегии на изобретения и усовершенствования могли выдаваться как русским, так и иностранным подданным, при том не только самим изобретателям, но и их правопреемникам.
Как имущественное право, привилегия могла быть объектом разнообразных гражданских сделок: завещания, продажи, залога, отдачи в пользование полное и частичное, за единовременное, периодическое или поштучное вознаграждение.
Привилегии выдавались Отделом промышленности Министерства Финансов.
Основной охранный документ выглядел вот так. К нему прилагались описание изобретения и чертежи.
Как видим, от подачи заявления до получения привилегии приходилось ждать иногда несколько лет.
За каждую привилегию ежегодно взималась госпошлина, в прогрессирующем размере - за 1-ый год - 15 руб, за 5-ый год - 40 руб, за 10-й год - 150 руб, а за 15-й - 400 руб. Пошлину необходимо было уплачивать вперед за каждый год действия привилегии.
От привилегии можно было отказаться прямо или молчаливо - прекратив взнос ежегодной пошлины. Пропуск срока на взнос принимался за отказ.
Действие привилегии прекращалось, если в течение 5 лет она не была «приведена в действие в России», т.е. если изобретение не было реализовано в производстве.
Последнее положение служило законодательной мерой защиты местной промышленности. Бывало так, что иностранец брал привилегию и затем ввозил патентованный предмет из-за границы, ничего не делая для развития местной промышленности, подготовки рабочих и т. д. Отсюда законы о том, что изобретение должно быть не позднее известного срока приведено в действие в самой стране и что обладатель патента/привилегии не вправе отказывать в разрешении эксплуатировать изобретение. В Германии, Австрии, Англии, Швейцарии привилегия погашалась через 3 года, во Франции - через 2 года, в России - через 5 лет, если обладатель привилегии не сделал всего, что нужно, чтобы привести изобретение в действие.
Пункт был явно не лишний.
«Фактически заграничные обладатели русских привилегий вовсе не приводят изобретения в действие в России» - констатировал энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона.
+++++++++++++++++++
Основной патент на собственно получение вискозы - вязкого (viscouse) раствора целлюлозы - англичан Кросса-Бевана 1892 года был передан (продан) в Германии - в 1902 принцу фон Доннерсмарку, фабрика в Штеттине, в Англии - в 1904 г. компании Samuel Courtauld, фабрика в Ковентри, в Бельгии в 1904 г. - Огюстену Пеллерену (Augustin Pellerin) и Маэ (Maes), основавшим в том же 1904 году компанию Societe Generale de soie artificielle par Ie procede "Viscose" (Генеральное Общество искусственного шелка по способу «Вискоза»), штаб-квартира в Брюсселе, фабрика в Аалсте.
По другим ключевым изобретениям для вискозного производства - Стерна, Топхэма, Коппе - также были зарегистрированы патенты и выданы привилегии в разных странах, в том числе и в России.
Как это все происходило - своеобразный «блокбастер», со своими интригами (см
История фабрики Вискоза. Крутые Курто. Страсти по вискозе. часть 1,
часть 2 )
В России право на привилегии по ключевым изобретениям в сфере получения вискозы и вискозной нити сконцентрировало у себя упомянутое выше бельгийское Генеральное Общество искусственного шелка по способу «Вискоза». В конце 1904 года оно выкупило у Ч. Стерна привилегию на три ключевых изобретения, которую тот в 1903 году оформил на себя в России, в том числе на насос для нагнетания клетчатки и на прядильное устройство «Topham box» Ч.Топхэма. 30 апреля 1905 года Генеральному Обществу искусственного шелка по способу «Вискоза» была выдана привилегия (№ 9970 от 30.04.1905).
Прядильное устройство, ставшее известным среди специалистов как «Topham box»,
изобретение Ч. Топхема, с двумя катушками полученной с его помощью вискозной нити.
Привилегия № 9970. 30.04.1905 г.
Отчет Societe Generale de soie artificielle par Ie procede "Viscose" за 1930 год
Мы не знаем, планировало ли упомянутое выше бельгийское Генеральное Общество искусственного шелка по способу «Вискоза» действительно создавать в России вискозное производство или просто «застолбило» за собой права на привилегию , чтобы затем выгодно их продать.
Скорее все же второе. Потому что довольно скоро бельгийское Генеральное Общество эти свои права на привилегию продало.
В декабре 1907 года фирмой «Ф.Ф.Каупе и Н.Чекалов» в Отдел промышленности было подано заявление «о передаче прав на привилегию №9970 в полную собственность французского гражданина Генриха Антоновича Гоне и кандидата права Давида Львовича Коган-Бернштейна, проживающих в Петербурге».
«Ф.Ф.Каупе и Н.Чекалов» - крупнейшая российская фирма патентных поверенных, основана в 1867 году
Каупе Федор Федорович, инженер-технолог, действительный член императорского Русского технического общества, автор ряда работ по патентному делу.
Чекалов Николай Николаевич - товарищ (заместитель) Председателя правления Комитета для защиты промышленной собственности.
Так как по российскому законодательству иностранцы могли подать прошение на привилегию только «чрез поверенного, проживающего в России», а из всех зарегистрированных в России изобретений на 82% привилегии получили иностранцы и только 18% - отечественные предприниматели, понятно, что без работы «Каупе и Чекалов» не сидели.
Время передачи прав на привилегию, 1907 год - соответствует времени начала организационных действий К.Вахтера и К по созданию АО «Вискоза» и подбору площадки для фабрики. Известно, что уже в сентябре 1907 года Московским Губернским Земским Правлением было выдано санитарное разрешение «на строительство в названном владении [в Мытищах] фабрики для выработки искусственного шёлка по способу «вискоза» господина Тайного советника К.Л.Вахтера)».
Само соглашение о передаче прав на привилегию на вискозное производство между бельгийским Генеральным Обществом и Гоне/Коган-Бернштейном было заключено еще раньше. С бельгийской стороны его подписали «Маркс Лиoн, жительствующий в Париже, бульвар Гаусман, 50 и Георгий Тоннельэ, жительствующий в Антверпене, улица Святого Павла, 25, оба - члены Правления Бельгийского акционерного общества «Генеральное общество искусственного шелка по способу Вискозы».
После учреждения Акционерного Общества «Вискоза» Гоне и Коган-Бернштейн, ставшие Членами Правления, передали АО «Вискоза» права на привилегию, полученные ранее от бельгийцев.
Каждый год согласно законодательству, Каупе и Чекалов сначала как доверенные бельгийцев, а затем и как доверенные АО «Вискоза» подавали прошение о продлении привилегии на следующий год и уплачивали соответствующую госпошлину. В марте 1906 года - прошение о продлении на 2-й год, в марте 1907 г - о продлении на 3-й год, в 1908 г - на 4-й год, в 1909 г - на 5-й год.
А вот в марте 1910 года случился казус. На очередное прошение о продлении из Отдела промышленности был получен отказ. «Не соответствует ст 198 -24 Уст. о Пром. (св. Зак. Т XI ч2, прод. 1906 г.). За пропуск установленного срока в 5 лет для приведения изобретения в действие.»
Видимо в Правлении «Вискозы» за суетой, связанной с запуском фабрики, забыли про этот законодательный «нюанс». Пришлось срочно разруливать ситуацию. Через тех же «Каупе и Чекалов» незамедлительно было подано прошение «имеем честь покорнейше просить отдел промышленности не прекращать действие сей привилегии, так как предмет ея осуществлен на Мытищинском заводе наших доверителей своевременно, о чем вскоре будем иметь честь предоставить надлежащее удостоверение г. Старшего фабричного инспектора Московской губернии».
Сохранившиеся в архиве ФИПС документы свидетельствуют, что в дальнейшем, в 1911-1912 гг АО «Вискоза» зарегистрировало еще несколько дополнительных привилегий к полученным ранее привилегиям, относящимся к «аппарату для изготовления искусственных нитей».
Таким образом с бельгийской частью мифических «англо-бельгийских акционеров» более-менее понятно.
Что же касается английской части, то тут скорее всего отголосок того факта, что авторы основных изобретений, создавших условия для производства вискозного шелка, были англичанами - Кросс-Биван-Бидл, Стерн, Топхэм.
К встречающимся кое-где упоминаниям о том, что англичане помогали в Мытищах наладить производство, а сам Кросс якобы был первым техническим директором фабрики, я отношусь скептически, никакими документами это не подтверждено. Известно, что ряд специалистов фабрики на этапе запуска фабрики, были направлены на стажировку на зарубежные предприятия. Вероятно у специалистов мытищинской Вискозы были в это время и рабочие контакты с консорциумом Viscose Spinning Syndicate Ltd (VSS), созданным Кроссом и Стерном для коммерческого продвижения процесса прядения вискозы на основе их идей и поддержки предпринимателей в разных странах, купивших патенты и привилегии. Отсюда, наверное, и легенда про англичан и технического директора Кросса. Хотя я не исключаю, что Вахтер и К вполне могли пригласить кого-то из тогдашних «гуру» в Мытищи для консультаций, возможности позволяли. Однако в документах никаких сведений об этом не встречается.
Участники Viscose Spinning Syndicate. Слева-направо: Кросс, Вудли,Томас, Биир, Стерн, Гуго Колкер (владелец нефтеперерабатывающего завода, один из спонсоров-акционеров VSS.), Топхэм, Мутар (секретарь Колкера).
Как в историографии Мытищ появилась легенда об «англо-бельгийских акционерах» - сейчас вряд ли уже кто-нибудь внятно ответит. Вероятно кто-то из мытищинских краеведов первого поколения - может быть Ю.А.Князев, В.И.Маслов, сопоставив упоминания в документах о Кроссе, Стерне, Топхеме и об интересе бельгийцев к российскому рынку с тем фактом, что фабрика в Мытищах работала на заграничном оборудовании и на заграничном же сырье (а это было действительно так), решил, что фабрика и основана была бельгийцами и англичанами. А дальше сработал принцип «доверяй, но … не проверяй» и легенда разнеслась по газетным статьям, книгам и просторам интернета.
Сейчас, когда архивные материалы по созданию акционерного общества «Вискоза» общедоступны, ясно, что фабрика Вискоза в Мытищах основана российским акционерным обществом, с российским же учредителем - К.Л.Вахтером.
Безусловно в дальнейшем, в ходе деятельности АО «Вискоза», при выпуске и дополнительном выпуске акций, привлекался зарубежный банковский капитал, это было обычной практикой. Но это уже другая история, не имеющая непосредственного отношения к истории создания фабрики Вискоза.
Источники:
РГИА ф.24, оп.13, д.996:
РГИА ф.24, оп.15, д.691
Société Chimique de France. Contribution à l'histoire industrielle des polymères en France par Jean-Marie Michel. La rayonne.
Рекомендую также:
Вискоза: как это сделано? (канал Discovery, на русском)
Вискоза:производство, свойства, применение (красиво, на английском, но можно в настройках включить субтитры с переводом на русский)
Как выглядит современный завод по производству Вискозы