Продолжим ретро-прогулку по Привокзальной площади Старых Мытищ с того же места, на котором остановились в предыдущей части.
Фото 24, 25. Привокзальная площадь. У памятника партизанам. Конец 1950-х.
За памятником партизанам, как бы замыкая площадь с юга, со стороны Москвы, находился легендарный спортивный магазин «Динамо». Здание деревянное, старое, возможно еще дореволюционное. Справа и слева магазин окружали различные киоски/палатки.
Вспоминает Генадий Шебракин:
- «Очень хорошо помню этот магазин в 1960 году. Он запомнился таким: одноэтажное деревянное строение, выкрашенное темно-зеленой краской. Он находился с южной стороны Привокзальной площади. Рядом с ним справа у дороги, ведущей вдоль забора от станции к Шараповскому ж/д мосту находился стрелковый тир. Мои родители несколько раз предоставляли мне возможность пострелять по волкам, зайцам и прочей дичи-мишеням из пневматической винтовки. Отец просил служителя тира поставить для меня табурет. Я становился не него коленями и стрелял. Помню, как отец по моей просьбе покупал в спортивном магазине "Динамо" мяч для большого тенниса и красивый компас туриста, у которого светящиеся в темноте стрелки. Этот красивый компас "Турист" и плечевой пружинный эспандер, купленные в этом магазине, храню до сих пор, им уже больше 60 лет.»
Вспоминает Дмитрий Гурьянов:
- «А мне бабушка в 1961 году в этом магазине купила велосипед "Орленок". Рижского Вагонного Завода. Он пробыл у меня до 1965 года. Потом мне там же купили "Спутник" В-37. Это было НЕЧТО!!!»
Я тоже этот магазин запомнил. В 1967 году родители единственный раз сняли на лето дачу в Зеленоградской, там был пруд, где я наловчился таскать «огольцов». Помню, что за крючками специально ездил на электричке в Мытищи в магазин «Динамо». Сам я такого не помню, но старожилы вспоминают, что примерно в середине 1960-х магазин сгорел. Лишь спустя два года его отремонтировали и открыли вновь, но запах гари после пожара так и не исчез. В 1968 году магазин «Спорттовары» переехал в новое помещение в универмаге «Юбилейный», открывшемся в Новых Мытищах.
Фото 26. Объявление в мытищинской районной газете.
Фото 27. Новогодняя ёлка на Привокзальной площади.
Новогоднюю елку на Привокзальной площади устанавливали обычно перед памятником партизанам. На этом фото памятник просматривается сквозь еловые ветки. На заднем плане сгоревший спортивный магазин.
Чтобы лучше представить Привокзальную площадь второй половины прошлого века, вооружимся планом площади 1950-х-1960-х, который по собственным воспоминаниям воспроизвел в своей книге о Мытищах Дмитрий Гурьянов. В книге, к сожалению, нумерация объектов в подписях к плану «съехала» относительно нумерации на картинке, и читателю трудно понять где что было, поэтому я этот план и подписи, проконсультировавшись с Дмитрием, немного подкорректировал.
Фото 28. Мытищи. План привокзальной площади 1960-х, составленный Д.Н. Гурьяновым.
1. Вокзал. 2 Памятник Ленину. 3. Памятник партизанам. 4. Продовольственный магазин № 28. 5. Булочная. 6. Магазин «Динамо» (Спорттовары). 7. Магазин «Молоко». 8. Комиссионный магазин. 9. Магазин «Уценённые товары». 10. Автоматы с газированной водой. 11. Столовая фабрики «Вискоза». 12. Телефоны-автоматы. 13. Закусочная «Пиво-воды». 14. Склады магазина №28. 15. Палатка по ремонту обуви . 16. Палатка по ремонту часов. 17. Фонтан. 18. Сквер. 19. Переходной мост. 20. Палатка «Кондитерские изделия». 21. Палатка «Табачные изделия». 22. Палатка «Кулинария». 23. Палатка «Полуфабрикаты» ( от завода ММЗ). 24. Бочки по продаже кваса. 25. Магазин «Овощи». 26. Магазин «Мясо-рыба». 27. Палатка «Кондитерские изделия» (от столовой фабрики «Вискоза»). 28. Лоток по продаже мороженого . 29. Лоток по продаже кондитерских изделий. 30. Лоток по продаже жареных пирожков. 31. Лоток по продаже печёных пирожков. 32. Летний павильон по продаже фруктов. 33. Летний павильон по продаже книг.
34. Киоск «Союзпечать». 35. Павильон «Ткани» . 36. Киоск «Табак». 37. Справочное бюро.
1950-е годы - это период расцвета Привокзальной площади. Тогда городские власти еще не переехали в Новые Мытищи. Горсовет, исполком, горком партии, другие главные городские и районные учреждения находились в Старых Мытищах, а сама привокзальная площадь была центральной площадью города, здесь проводились демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября, другие торжественные мероприятия. Через площадь ежедневно проходили тысячи людей - утром на работу на ММЗ и Вискозу, вечером - с работы. По делам или за покупками в многочисленные магазины и палатки на улице Колонцова. По законам рынка ( хоть и специфического социалистического) на площади , как в любом месте с высокой «проходимостью», концентрировались большие и малые предприятия торговли и услуг.
Фото 29. Привокзальная площадь. 1950-е гг.
Еще одна фотография, сделанная на Привокзальной площади во время первомайской демонстрации. На фото и вокзал, и памятник партизанам, но не только они. За фотографирующимися, сзади, вдоль сквера видно множество деревянных ларьков и киосков. Обустроенные, ладные, аккуратные, даже с декором на фасаде, на каждом вывеска. Я их в сознательном возрасте уже не застал. Надписей на вывесках здесь не разобрать, но можно на других фотографиях (например на фото 18 на ближнем к вокзалу киоске четко видна вывеска «БУФЕТ»).
Левее еще какие-то палатки,. Ещё левее - длинный склад продмага №28, (№14 на плане), который на этой фотографии в кадр не попал .Это кирпичное строение надолго пережило своих деревянных соседей, его можно видеть и на фото 1980-х.
Где-то в этом «торговом ряду» был один популярный среди мужского населения Мытищ объект.
Вспоминает Марлен Короза:
- «Правее и чуть дальше в сторону Москвы возникла и долго существовала то ли пивная, то ли закусочная, она была в виде шестигранника и завсегдатаи называли ее «Шайбой», хотя всем известно, что шестигранными бывают гайки, а шайбы имеют круглую форму. В дни, когда на ММЗ выдавали зарплату, рядом с ней выставлялся милицейский пост. Помню по окончании работы из проходной ММЗ толпа делилась: часть шла на электричку, часть на мост (он был правее) , часть оставалась ожидать 32-й автобус, а после зарплаты еще большая часть направлялась в «Шайбу». Там часто в эти дни дежурил маленький милиционер - татарин, старший сержант, который уговаривал не ругаться матом при женщинах и детях. Я этого милиционера часто встречал, когда мы оба были уже на пенсии.»
Время Ч" для палаток и прочих "торгово-развлекательных" центрнов в южной части площади наступило в 1960 году, когда специальным
решением исполкома о благоустройстве Привокзальной площади было предписано в 10-дневный срок снести "Пиво-воды" и мастерскую головных уборов, перенести фотографию и часовую мастерскую. В список попал и стрелковый тир, о котором в соцсетях вспоминали многие из старшего поколения мытищинцев, его перенесли в парк ММЗ.
Фото 30. 1961 год. Киоск «Союзпечать» на Привокзальной площади в Мытищах.
Кроме торгового ряда в южной части площади, другой не менее разнообразный пул ларьков, палаток и киосков располагался в северной части площади, у спуска с переходного моста. Причем этот пул оказался намного более живучим, большинство его точек активно работало и в 1970-е, и в 1980-е. Постепенно сюда переместились и малые торговые точки с южной части. Что и понятно, в середине 1950-х был построен новый переходной мост над ж/д путями, а поскольку он теперь находился к северу от вокзала, то и весь «пассажиропоток» моста перетёк в северную часть площади.
На фото 30 стоит очередь за газетами в киоск Союзпечати. Фото мужчин, заинтересованно рассматривающих первую полосу «Комсомольской правды, конечно постановочное, но вот очередь, похоже, настоящая. Было, было в традиции советского человека купить утреннюю газетку - Советский спорт, Труд, Неделю, - у каждого свои предпочтения , посмотреть на ходу что в мире делается, как наши вчера сыграли, обсудить в обеденный перерыв с товарищами. И незабываемый запах свежей газеты.
В киоске «Союзпечати» помимо газет и журналов продавались и другие «ценные вещи», имевшие спрос у подрастающего поколения. Днем, когда старшие были на работе, наступало время младших. Специально ходили на станцию посмотреть, не появилось ли что-то новое в киоске. Девчонки интересовались открытками артистов, мальчишки - переводными картинками, значками, их тогда выпускали много и по разным темам. Еще и цветные. В общем было от чего пофанатеть.
Фото 31. Мытищи. Привокзальная площадь.1959 год.
Лето. Утро. Народ топает на работу. Памятник Ленину. За ним памятник партизанам. Еще дальше магазин «Динамо». Красивые фонари. Ряд киосков вдоль сквера справа.
В южной части площади флаги, автобусы и много народа. Вот именно отсюда и именно так мы уезжали в наш ВНИИВский пионерлагерь «Космос» в Тишково в конце 1960х - начале 1970х. Впрочем, на этой фотографии при увеличении видно, что в кузове грузовика сидят женщины, поэтому мне кажется, что это не отъезд в пионерлагерь, а возможно отъезд комсомольцев-молодежи в колхозы района на сенокос - была в советское время такая практика, особенно в НИИ и учреждениях, уезжали на целый месяц. Кто-то до сих пор с ностальгией вспоминает те поездки, правда в кругу старых друзей, а не семьи.
Если бы существовал специальный приз Каннского фестиваля в номинации "фотографии Мытищ ХХ века", я бы присудил пальмовую ветвь за фотографии 1960-х -
Виктору Александровичу Кудрявцеву и
Анатолию Прокопьевичу Гришину. Оба они не были фотографами по профессии, фотография была их увлечением. Они были из тех редких чудаков, кто фотографировал не только родственников и друзей, но и незнакомых людей, улицы, дома. Во многом благодаря их серьезному отношению к своему увлечению мы имеем сегодня возможность увидеть повседневные Мытищи, какими они были для поколения наших отцов и дедов, в том числе и площади, улицы, дома, которых уже давно нет.
Фото 31 и следующая группа фотографий Привокзальной площади сделаны А.П. Гришиным (31-33) и В.А. Кудрявцевым (34-36) в конце 1950-х - начале 1960-х годов
Фото 32. Мытищи. Привокзальная площадь.1959 год.
Утро. На вокзальных часах 8:05. Что за странные люди сидят на ограде памятника Ленину? Тунеядцы? Нет, они просто ждут рабочий автобус своего предприятия. Один такой стоит у здания вокзала.
Такие автобусы я не только помню, но и самому в детстве доводилось в них ездить. Мой дед в начале 1960-х добился перевода из отдела капстроительства ВНИИВа в организацию УМ-2 (Управление механизации), контора которой находилась в Люберцах. Каждый день дед ездил из Мытищ в Люберцы на работу и обратно на рабочем автобусе УМ-2. Благодаря этому шагу деда меня смогли устроить в детский сад УМ-2 в Челюскинской, а потом дед получил квартиру в доме УМ-2 в Люберцах и они с бабушкой туда переехали, до этого мы жили вшестером в однокомнатной квартире. Я к тому времени уже пошел в школу, на каникулы дед за мной приезжал, и мы с ним ехали в Люберцы на рабочем автобусе. Осталась в памяти всегда бодро-оптимистичная атмосфера этих поездок. Дедовы коллеги заходили в автобус, доставали карты и домино, и под шутки-прибаутки не замечали как доезжали, дорога занимала минут 40, что-такое пробки тогда не знали. Запомнились имена моих попутчиков, хорошие такие имена - Николай Арсеньевич, Афанасий Евстигнеевич.
Позднее подобную «атмосферу рабочего автобуса» мне доводилось регулярно наблюдать утром в электричке в Москву. Всегда в одном и том же по расписанию поезде, в одном и том же вагоне , на одних и тех же местах ехали группы, которые так же весело и громко играли в карты или домино на положенном на колени чьем-то портфеле или сумке. Выходили они в Москве-3. За полминуты до остановки «игровые поля» быстро и организованно сворачивались, и вагон наполовину пустел.
Фото 33. Мытищи. Привокзальная площадь.1959 год.
То же место, то же утро. Анатолий Прокопьевич зашел с другой стороны памятника и нашел еще один ракурс, достойный фотографии. К вокзалу тем временем подкатил еще один рабочий автобус. Интересно смотрятся два почти одинаковых персонажа в темных костюмах, белых рубашках, соломенных шляпах и с газетой в руке. Не исключаю, что второй из них - мой дед. Именно таким его и помню. Идет во ВНИИВ на работу.
Фото 34. 1963-1965 год. Привокзальная площадь.
Фото сделано Виктором Кудрявцевым с дальнего конца южной части площади. Слева - то самое кирпичное здание-склад, которое не поместилось в кадр на фото 29. Палаток и киосков между этим складом и вокзалом уже нет, там теперь украшают площадь белые вазоны в ограде сквера. Весна. Уже сухо и солнечно, но еще холодно, народ в пальто и кепках-платках. На дальнем плане в северной части площади - электроподстанция ж/д, киоск Союзпечать и другие, 28-й или 32-й автобус, элитное авто «Волга-21».
Фото 35. 1963-1965 год. Мытищи. Привокзальная площадь.
Почти тот же ракурс, несколько метров в сторону. Проявилась ограда памятника партизанам. С этого места виден мост, а сквозь ветки - декор южного фасада вокзала. Деревьям в сквере уже больше 60 лет, они давно переросли вокзал. Не могу определить по фото, какие это деревья, наверное все же липы. В центре вокзального сквера, спроектированного еще Кекушевым, находился фонтан. Ни одного фото этого фонтана по-видимому не сохранилось.
Фото 36. 1963-1965 год. Мытищи. Привокзальная площадь.
Несколько человек, заставших то время, вспоминали, как здорово было качаться на цепях ограды памятника. «Качели» обычно не пустовали. Милиционеры не прогоняли и в отделение за легкомысленное отношение к памяти вождя пролетариата не забирали.
Фото 37. Мытищи. Привокзальная площадь. 1960е годы.
Еще одно фото примерно с того же места, что и фото 35, но в другое время. Тоже весна, деревья еще не распустились, но люди уже без пальто и головных уборов. Тепло, наверное даже жарко, к бочкам с квасом (и/или пивом) стоят очереди.
Торговля квасом и пивом на станции - фирменная фишка. Это ж какой был всегда кайф выйти из душной набитой электрички и прямо тут же на площади опрокинуть кружку холодного кисловатого кваса. Освежился и можно бодро топать свои привычные 1,5 км до дома. В конце 1980-х бочек на площади, по-моему, уже не было, зато их успешно заместила продажа бутылочного пива. Регулярно встречал тогда в вечерний час пик на площади своего хорошего друга, одноклассника по 16-й школе, где я заканчивал десятилетку, он помогал матери в выездной торговле. Успевали обычно перекинуться только двумя словами, т.к. Серёга в поте лица еле успевал подтаскивать ящики с пивом и уносить пустые. Предприимчивость и ударный труд принесли свои плоды, уже в начале 1990-х у Серёги появились личные "Жигули", а затем и собственный автосервис.
За правой бочкой вдали виден основательный деревянный киоск. Почти на всех известных мне фотографиях он почему-то закрыт. Не знаю что там было в 1950е-1960-е годы, но в мои подростковые 1970-1972, когда стараешься выглядеть взрослее чем есть, это был табачный киоск. И там мы покупали кубинские сигареты «Партагас» - жуткая дрянь, но забористые и дешевые. Отлично подходили для выдачи любителям «пострелять». Благородные сигареты покупались обычно в палатке на первой платформе (№ 21 на плане). Таковыми у нас тогда считались болгарские Ту-134, Родопи, Opal. «Снобствующие» искали явскую «Яву». Те, кто уже втянулся всерьез, предпочитали Беломор или Приму..
Фото 38. Мытищи. Привокзальная площадь. 1963 год.
Одна из самых известных фотографий Виктора Кудрявцева - панорама южной части площади.
Слева - фасад булочной на углу улицы Колонцова, правее комиссионный магазин в дальнем углу площади, за ним корпуса ММЗ, ближе к нам - памятник партизанам. Совсем в левом углу, на другой стороне улицы Колонцова - проходная, деревянный решетчатый забор и здание заводоуправления Вискозы/ВНИИВа, тогда еще с исходным призматическим куполом в крыше здания и конусным куполом на угловой башне..
Фото 39. Мытищи. Привокзальная площадь. 1963 год ... 2013 год .
Продолжение панорамы площади от Виктора Кудрявцева, в сравнении с современным видом с той же точки. На старой фотографии здесь во всей красе продовольственный «вискозный» магазин. Второй этаж здания украшен портретами членов Политбюро. Расположение окон, срезанный угол здания как будто специально спроектированы для удобства проведения праздничных демонстраций. Кронштейны фонарей на площади - изящные и
со своей историей.
На месте снесенного продмага в начале 1970-х был возведен большой 5-этажный корпус ВНИИВа, на первом этаже находился вычислительный центр, где начиналась моя трудовая деятельность. Сейчас в этих помещениях торговый центр, магазины.
Фото 40. Мытищи. Привокзальная площадь. 1962 год. После ливня.
Автобус 28-го или 32-го маршрута, ЗИС-155 (или 154, знатоки определят), заруливает на площадь по «колено» в воде. Опытный строитель, посмотрев фото, вынесет вердикт: «Ливневой канализации нет». Старожилы-мытищинцы говорят, что действительно так оно и было.
Помимо аутентичного автобуса, фото замечательно тем, что на нем сразу оба главных станционных магазина - продовольственный и булочная.
Фото 41. Мытищи. Привокзальная площадь. 1962 год. После ливня.
Народ потоп не останавливает, люди того времени многое пережили, всякое видали, что им какая-то лужа. Женщины сняли туфли, да и пошли. У них хозяйство, дети, мужья и все прочее, стоять времени нет. Мужики не так решительны, пока кучкуются на тротуаре - уясняют задачу, оценивают обстановку, принимают решение. И снова в кадре - оба важных мытищинских магазина.
Фото 42,43. Мытищи. Привокзальная площадь в фильме «Выстрел в тумане» 1963 г.
На дальнем плане - окна булочной. На ближнем - продовольственный магазин с первой в Мытищах светящейся неоновой вывеской.
Фото 44. Мытищи. Привокзальная площадь. 1976 год.
Во второй половине 1960х и в 1970х годах город быстро развивался на новой территории, центр городской жизни переместился в Новые Мытищи. Привокзальная площадь в Старых Мытищах постепенно стала терять свой шарм и становиться проще и заурядней.
Коренное изменение произошло в 1970-м году, когда почти одновременно сломали булочную и продовольственный.
На фото 1976 года киоски в северной части площади еще присутствуют, но поток клиентов заметно убавился. Конечно, ММЗ работал, несколько тысяч рабочих и служащих завода каждый день шли на работу. Многие тогда уже получили квартиры в новостройках в Новых Мытищах, на работу ехали автобусом до станции, переходили по мосту железную дорогу и через привокзальную площадь, по улице Колонцова - на родной завод. Вечером - в обратном направлении. Два часа пик - утренний и вечерний, в остальное время на площади было совсем немноголюдно. Зато у памятника Ленину появилась собственная стража - в виде благородных голубых елей. А вот ограда памятника стала простецкой - без всяких там колонн, шаров и цепей.
Как-то незаметно исчез памятник партизанам, никто из знакомых не смог вспомнить когда его не стало на площади.
Фото 45, 46. Мытищи. Привокзальная площадь. Кадры из фильма «Сыщик». 1979 год.
У входа на мост по-прежнему оживленно. Число жителей в Мытищах за 20 лет выросло кратно, а в Москву и из Москвы по-прежнему - только на электричке. Народа на станции прибавилось. Лотки и киоски с пирожками, мороженым, кулинарией работают с полной нагрузкой.
Елки у памятника Ленину стали еще выше. Телефоны-автоматы переехали в южную часть площади, поближе к кассам вокзала и остановке 28-го автобуса.
Фото 47. Южная часть Привокзальной площади на станции Мытищи. 1979 г.
Несколько последовательных кадров в одной из сцен фильма, снятых у нас на площади, склеены в панораму. (клик на картинку для увеличения).
В центре идет посадка в автобус №28 Мытищи-Калининград.
В 1960-х автобусы 28 и 32 стояли в северной части площади, между памятником Ленину и палатками, это видно на фото 34, и я их там тоже помню. В 1970-х остановки перенесли в южную часть и разделили, т.к. 28-й маршрут стал востребованным. Вместо прямого выезда со станции по ул. Колонцова на Ярославское шоссе, автобус теперь шел через Леонидовку. Как-то чаще стало лень из Леонидовки или Химгородка на станцию идти пешком, да и улицу Диспансера/акад. Каргина в 1978-м наконец-то нормально заасфальтировали, так что автобус стал уже обгонять быстро идущего человека, а то до этого ямы сплошные были.
32-й маршрут (Мытищи-Болшево) стал к тому времени совсем архаичным, ходил редко, на линии работали старые ЗИЛ-158, остановку 32-го автобуса на станции задвинули вглубь площади.
В фильме «Сыщик» обе остановки в кадр попали, да и с автобусами! - как специально для нас снимали, кто через -дцать лет будет историей города интересоваться.
В левой части панорамы виден край нового двухэтажного магазина «Продукты», построенного в самом начале 1970-х вместо старорежимных булочной и продовольственного. Магазин был по тому времени передовой - булочная в нем была по типу самообслуживания, сам выбираешь (!), а при выходе из секции платишь, это было в новинку. Я один раз увлекся разговором с другом Колькой и как-то прошел через кассу, не расплатившись. Колька воспринял это как виртуозный финт и с восхищением мне это на пол-дороги домой высказал. До сих пор стыдно, что не вернулся. У нового магазина был еще второй этаж с отдельным входом (слева) - бакалея и еще что-то. Гастрономию и молочный отделы я не помню, может их и не было вообще. Сегодня зданию некогда «нового» магазина уже больше полувека, и в нем по-прежнему продмаг, сейчас один из сетевых дискаунтеров.
Справа от продовольственного на панораме 1979 года - видны контуры кирпичного здания. В конце 1980-х, во времена первых кооперативов и секонд-хэнда, здесь открылся и стал на некоторое время знаменитым на всю округу магазин одежды «Ле Монти». Сейчас в этом здании, на месте бывшего спортивного магазина «Динамо» - Сбербанк.
Фото 48, 49. Продовольственный магазин и Сбербанк в южной части Привокзальной площади.. 2010-е годы.
В 1980-е годы на площади мало что менялось. Фотографий площади 1980-х не очень много, и они не представляют большого интереса.
Фото 50. Старые Мытищи. Привокзальная площадь и вокзал в 1980-е годы.
Фото 51. Мытищи. Привокзальная площадь. Современный вид.
Современная привокзальная площадь представляет собой большое и унылое пространство, обычно плотно заставленное машинами, с узкими «зазорами», оставленными для проезда рейсовых автобусов и маршруток.
Фото 52. Мытищи. Привокзальная площадь. Памятник Ленину. Современное фото.
Прикрываясь от окружающей действительности двумя уцелевшими елями, с высоты своего постамента на площадь недоуменно взирает позабытый-позаброшенный Ленин, безуспешно пытаясь самому себе ответить на вопрос: «И почему я тогда не остался в своем Цюрихе?»
Фото 53. Станция Мытищи с высоты птичьего полета. 2018 год.
Так выглядела станция Мытищи в 2018 году, до сноса исторических корпусов ММЗ/Метровагонмаша.
Скоро это будет выглядеть уже
иначе, на месте бывшего завода строится большой жилой квартал.
Как успешно впишется старая привокзальная площадь в новую жизнь - покажет время.
В заметке использованы фотографии из семейных и личных архивов О.В.Авданиной , Д.Н.Гурьянова, В.А.Кудрявцева, А.П.Гришина, Ю.Г. Семенова, А.Каменского, с сайта pastvu.com
Еще по теме:
Старые Мытищи. История и фото. Привокзальная площадь. Часть 1.
Станция Мытищи в документах и фотографиях.
Часть 1. (1860е - 1880е гг.) Часть 2. (1890 - 1900 г.) Часть 3. (1900е - 1910е гг.) Старые Мытищи. История и фото. Вокзал станции Мытищи. От Кекушева до конкорса.