Jun 01, 2008 05:47
Читая прошлую недельную главу - “Бемидбар” - замечаешь одну любопытную деталь: колена Израиля перечисляются трижды и каждый раз - в разной последовательности.
Первый раз это происходит в самом начале главы - 1:5-15
Рувен, Шимон, Йеуда, Иссахар, Звулун, Эфраим, Менаше, Виньомин, Дан, Ашер, Гад, Нафтоли.
Второй раз перечисление дается в той же главе, в стихах 20:43
Рувен, Шимон, Гад, Йеуда, Иссахар, Звулун, Эфраим, Менаше, Виньомин, Дан, Ашер, Нафтоли.
Третье перечисление находится чуть ниже, во второй главе - 2:3-31
Йеуда, Иссахар, Зевулун, Рувен, Шимон, Гад, Эфраим, Менаше, Виньомин, Дан, Ашер, Нафтоли.
Почему такой разный порядок?
Комментаторы, например - Ибн-Эзра и Мальбим, предлагают свои варианты, но вот главный комментатор - РАШИ - который вроде бы должен сразу же обратить наше внимание на такой феномен, молчит.
Раз РАШИ молчит, значит ему нечего сказать. А нечего ему сказать обычно в тех случаях, когда читатель может сам истолковать какое-то непонятное место, пользуясь прочитанным и изученным прежде. Значит, на этот вопрос мы тоже можем сами найти ответ.
Итак...
Первое перечисление собственно перечислением не является. То есть не ставит перед собой цель переписи (исчисления) колен. Его вообще с двумя другими и сравнивать не стоит, поскольку главная цель здесь перечислить ГЛАВ КОЛЕН. Тот порядок, который здесь изложен, скорее всего отражает личные качества самих вождей.
Второе исчисление начинается с Рувена. И тут все логично, поскольку он - “первенец Израиля”. То, что за ним идет Шимон, тоже в принципе понятно, потому что Шимон родился вторым. Но вот дальше - неувязка. Дальше следует Гад, который не то, что третьим, но даже четвертым не был. По идее, за Шимоном должен был последовать Йеуда. В чем же дело?
И вот здесь нужно припомнить цель, с которой производится данная перепись: “...По числу имен поголовно - всех мужчин от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско”. То есть, евреи исчисляются на предмет готовности вести войну. И тогда понятно, почему Гад идет третьим. В “Вайехи”, когда Яаков благословляет сыновей, о Гаде сказано: "...Рать выступит от него, и он возвратится (по своим) следам”, на что РАШИ замечает: “Все его рати возвратятся к своим уделам ... и не понесут потерь” (Берейшис, 49:19). Это значит, что колено Гада обладает очень мощным победоносным потенциалом, и поэтому в данной переписи оно идет третьим.
Тогда возникает закономерный вопрос - а почему Гад тогда не идет вторым, раз он такой мощный в военном деле? Но вторым у нас идет, как мы уже знаем, Шимон, который чуть ли не в одиночку (на пару с Леви) вырезал одним лишь десантным ножом все мужское население Шхема. Потенциал родоначальника колена заложен в каждом из его потомков. Значит, “шимоняне” тоже способны на многое, и может быть даже покруче “гадовцев”. Кроме того, Шимон родился вторым, поэтому у него двойное преимущество: одно - по закону (он второй после Рувена), второе - по личным качествам (способность успешно воевать в одиночку).
Четвертым идет Йеуда, о котором все в той же “Вайехи” сказано: “Твоя рука на затылке твоих врагов” (Берейшис, 49:8). То есть, и у Йеуды тоже довольно мощный боевой потенциал, но, видимо, он уступает Гаду, поскольку об отрядах Гада сказано, что они всех победят и вернутся без потерь, а о Йеуде сказано именно то, что сказано.
Ну а дальше Тора следует порядку рождения. После Йеуды идут дети Леи - Иссахар и Зевулун, затем потомки Рахели - Эфраим, Менаше и Биньомин (понятно, что хотя Эфраим и Менаше - лишь внуки, но они сыновья Йосефа, а Йосеф родился раньше Биньомина; кроме того Эфраим предшествует своему брату-первенцу только потому, что Яаков вначале благословил Эфраима, а потом - Менаше), а затем уже - дети служанок: Дан, Ашер и Нафтоли.
Третье исчисление начинается с Йеуды, а Рувен там идет аж на четвертом месте. Что все это значит?
Дело в том, что второе исчисление проводилось с целью определения боевого потенциала, а третье - с целью настоящего ведения войны.
Известно, что войну начинают короли (Берейшис, 14-я глава). Поэтому Йеуда, от которого, как благословил его Яаков, “не отойдет скипетр” (Берейшис, 49:10), назван здесь первым - как истинный монарх, идущий на войну.
А порядок исчисления для всех остальных становится понятным, если мы вернемся к Берейшис, 50:13, где говорится о похоронах Яакова: “...И несли его сыновья его...” И РАШИ отмечает: “И он (Яаков) определил для них места: трое с восточной стороны, и так же со всех четырех сторон. Они были расположены здесь в том порядке, в котором шли по пустыне при своих знаменах... согласно знаку, который передал им их отец, сказав, как нести его носилки”.
Из беседы Ребе в субботу главы “Бемидбар”, 5732 (1972) г.
Тора глазами Ребе