Однако как часто все происходит совсем наоборот. Например, так:
-Пап, в воскресенье мы должны готовить декорации для постановки.
-Чего эта школа только не выдумает! И в воскресенье покоя нет! Лучше бы за книжками посидел, больше бы толку было.
-Но у нас конкурс на лучшую постановку!
-Ay тети Айны именины, ты что, не хочешь поехать с нами?
Тетушку, конечно, надо поздравить, и поездка к ней, возможно, покажется подростку интереснее, чем возня с декорациями. Но отец не только преподал сыну урок безответственности, но и упустил шанс войти в круг его забот и дел.
Среди многих пап и мам бытует мнение, что помощь ребенку требуется только в выполнени учебных заданий, в чем они зачастую даж переусердствуют. Куда меньше они чувствуют свою обязанность соучаствовать в общественной деятельности школы и класса. Что характерно -соучастие это можно осуществлять, даже не переступая школьного порога: достаточно искренне интересоваться тем, что там происходит, стимулируя тем самым ребенка к выполнению добрых и нужных дел для других людей.
Внимание к интересам и увлечениям детей важно и с точки зрения их профессиональной ориентации, самоопределения. Здесь можно выделить ряд этапов.
Первый этап -детская игра, второй -период фантазии младших подростков, когда они мысленно становятся представителями профессии -одна другой уникальней. Третий этап, который относится ко всему подростковому и частично к юношескому,-начальный выбор профессии.
В этот период тот или иной вид деятельности оценивается с точки зрения своих интересов («Меня интересует история -стану историком»), реальных способностей («Мне хорошо дается математика, буду поступать на математический факультет»), внутренних мотивов и потребностей («Хочу помогать больным -выучусь на врача», «Желаю много зарабатывать -стану официантом»). Интерес к одному из учебных предметов, развившийся на этой основе,побуждает подростка прилежнее его осваивать, что, в свою очередь, влияет на развитие способностей, определенных черт характера, направленности, увлечения.