Пожалуй, одна из самых важных вещей, почерпнутых мною и в обучении терапии, и в личной терапии, и в работе с клиентами - это эта самая фраза. Она же мудрость. Она же идея
( Read more... )
Но по моему тут три варианта - первый - они закончатся. Пока пусть льются - значит так надо. У меня в свое время открылась Ниагара и казалось что слезы бесконечны. Через полтора года иссякли. Острое горе по умершему обычно в норме длится год.
Второй - что-то в горевании пошло не так, где-то там пошел сбой, что-то никак не закрывается. Это к специалисту, к психотерапевту.
Третий - иногда горе утраты и потери накрывает и годы спустя, но это обычно короткие приступы. Я до сих пор иногда оплакиваю деда, которого нет уже шесть лет. Но это обычно сейчас раз раз в год накрывает. Это тоже нормально.
Ух... Я не диагност по интернту, конечно же... Ну и что, вдруг хоть словом, а поможете или направление наподумать зададите :)
b>Острое горе по умершему обычно в норме длится год. Я не скажу что прям острое, но слезы начинаются, когда про нее думаю. 4 года прошло.
Это к специалисту, к психотерапевту. Ходила 2 года, как только заводили о ней тему, так или слезы, или обида, или злость. И никак не сдвину это с мертвой точки. Так уже надоело возвращаться к этой теме. Регулярно ныла психотерапевту: "Людааа, неужели нет никаких операций, чтобы просто вырезать этот кусок памяти?".
Третий - иногда горе утраты и потери накрывает и годы спустя, но это обычно короткие приступы Засада, я рассчитывала что хотя бы года через 2-3 я начну вспоминать ее со светлой грустью и без слез. Увы...
А-га. А вот злость и обиду на маму вы с терапевтом как-то отрабатывали?
Часто так бывает, что случается застревание в горевании именно по тем людям, к которым сильное амбивалентное отношение. И любви очень много, и негатива много, обиды-гнева-страха - но так как они любимые - негатив-то и его проявления под запретом.
И тут чтоб с мертвой точки сдвинуться - то самое о чем пишу. Во всей полноте, и со злостью, и с гневом, и со страхом... и с любовью. Мамы - они такие разные, увы.
Ну какая-то такая у меня идея.
А про светлую печаль вы меня не так поняли :) деда я вспоминаю именно со светлой печалью, и эти слезы мне не в тягость сейчас. Они именно скорее про печаль, а не про горе и острую потерю.
Почему-то примерно в середине статьи пошла какая-то первобытная почти радость, прямо счастье-счастье) Ну а потом стало грустно, что да, что-то и с кем-то какие-то отношения уже не получатся у меня(
Да, все так. Когда начинают активно отвлекать - просто капсулируют гной, он потом отравит или так прорвется... А у всего есть право на существование. Пусть льется сейчас. Только потом это надо остановить, потому что бывают же любители не останавливаться - или просто сил не хватает остановиться. Т.е. часть вторая.
Ну вот поэтому выбор места и времени тоже очень важен. И хорошо, когда рядом есть еще человек, который поможет - и пережить, и выбраться из переживаний. Этакая точка опоры внешняя. Иногда это психотерапевт.
Ну вот если брать момент горя - то какое-то время оно заполняет всего тебя, а потом оно должно стать частью опыта, т.е. сохранить некое место (окончательное, отведенное ему место до скончанья века) - но уже не главным. Ты все правильно говоришь, душа - это пространство, которое нужно правильно организовать.
Спасибо. Задумалась. Не могу понять, удалось ли "принять и оплакать". с одной стороны представить, как живое, уже(?) не получается, но на то могут быть разные при чины - например, что-то вытеснено, не знаю. То есть отдельные моменты представить могу, да, понимаю, что оно мне (было) больно, страшно и т.д. , даже почувствовать отголосок той боли - но желания оплакать, или еще что-то - нет. То есть можно заставить себя заплакать, но - смысл? Вот как понять - или все давно отболело и прошло (хотя периодически вылезают какие-то хвостики) - или наоборот весь этот ужас еще при мне? И, если так - что нужно сделать, чтобы его "отпустить"? Все умные слова себе давно сказаны... Радоваться жизни, теплу, ветру и всему прочему получается вполне - правда, иногда этому мешает общая задолбанность, но это, наверное, бывает.
Ну ой не не знаю :) Вот то что не болит и не мешает спецом раскапывать - а есть ли смысл?
У меня как-то посыл текста был не совсем про это - скорее про культуру избегания переживаний и то что это нот гуд в целом. А если от себя не бежишь, если даешь себе побыть в своих переживаниях - и плохих и хороших - то оно и нормально.
Понять... ну по полноте переживаний, я б так сказала. В том что есть способность чувствовать остро происходящее с самим собой - и плохое тоже, не только радость, но эта острота не ранит и не разрушает при этом. В возможности заплакать когда больно - сейчас больно, например. В возможности чувствовать оттенки чувств. В том, что есть со-переживание и со-чувствие, но при этом не уровня "спасти человека немедленно" и не "прожить внутри себя его горе".
Понимаю. И что это не есть хорошо - тоже. Но, как здесь и сказано, бывают ситуации, когда пережить и оплакать на месте нет возможности - или ситуация длится долго, каждый день оплакивать не получится - и что-то остается. Или нет? И не всегда получается это понять - то ли все худо-бедно более-менее пережито, все-таки прошло какое-то время, человек пытается что-то с этим всем сделать, то ли тот (другой, третий) кошмар до сих пор с человеком. Полнота переживаний и оттенки - спасибо.
Comments 55
Reply
Но по моему тут три варианта - первый - они закончатся. Пока пусть льются - значит так надо. У меня в свое время открылась Ниагара и казалось что слезы бесконечны. Через полтора года иссякли.
Острое горе по умершему обычно в норме длится год.
Второй - что-то в горевании пошло не так, где-то там пошел сбой, что-то никак не закрывается. Это к специалисту, к психотерапевту.
Третий - иногда горе утраты и потери накрывает и годы спустя, но это обычно короткие приступы. Я до сих пор иногда оплакиваю деда, которого нет уже шесть лет. Но это обычно сейчас раз раз в год накрывает. Это тоже нормально.
Reply
Ну и что, вдруг хоть словом, а поможете или направление наподумать зададите :)
b>Острое горе по умершему обычно в норме длится год.
Я не скажу что прям острое, но слезы начинаются, когда про нее думаю. 4 года прошло.
Это к специалисту, к психотерапевту.
Ходила 2 года, как только заводили о ней тему, так или слезы, или обида, или злость. И никак не сдвину это с мертвой точки. Так уже надоело возвращаться к этой теме. Регулярно ныла психотерапевту: "Людааа, неужели нет никаких операций, чтобы просто вырезать этот кусок памяти?".
Третий - иногда горе утраты и потери накрывает и годы спустя, но это обычно короткие приступы
Засада, я рассчитывала что хотя бы года через 2-3 я начну вспоминать ее со светлой грустью и без слез. Увы...
Reply
Часто так бывает, что случается застревание в горевании именно по тем людям, к которым сильное амбивалентное отношение. И любви очень много, и негатива много, обиды-гнева-страха - но так как они любимые - негатив-то и его проявления под запретом.
И тут чтоб с мертвой точки сдвинуться - то самое о чем пишу. Во всей полноте, и со злостью, и с гневом, и со страхом... и с любовью. Мамы - они такие разные, увы.
Ну какая-то такая у меня идея.
А про светлую печаль вы меня не так поняли :) деда я вспоминаю именно со светлой печалью, и эти слезы мне не в тягость сейчас. Они именно скорее про печаль, а не про горе и острую потерю.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И хорошо, когда рядом есть еще человек, который поможет - и пережить, и выбраться из переживаний. Этакая точка опоры внешняя. Иногда это психотерапевт.
Reply
Reply
Радоваться жизни, теплу, ветру и всему прочему получается вполне - правда, иногда этому мешает общая задолбанность, но это, наверное, бывает.
Reply
Вот то что не болит и не мешает спецом раскапывать - а есть ли смысл?
У меня как-то посыл текста был не совсем про это - скорее про культуру избегания переживаний и то что это нот гуд в целом. А если от себя не бежишь, если даешь себе побыть в своих переживаниях - и плохих и хороших - то оно и нормально.
Понять... ну по полноте переживаний, я б так сказала. В том что есть способность чувствовать остро происходящее с самим собой - и плохое тоже, не только радость, но эта острота не ранит и не разрушает при этом. В возможности заплакать когда больно - сейчас больно, например. В возможности чувствовать оттенки чувств. В том, что есть со-переживание и со-чувствие, но при этом не уровня "спасти человека немедленно" и не "прожить внутри себя его горе".
Reply
И не всегда получается это понять - то ли все худо-бедно более-менее пережито, все-таки прошло какое-то время, человек пытается что-то с этим всем сделать, то ли тот (другой, третий) кошмар до сих пор с человеком.
Полнота переживаний и оттенки - спасибо.
Reply
Что-то остается, да, о том и речь. Что да, бывает так что "на месте" что-то невозможно пережить сразу. И если не пережить это дело потом - будет бяка.
Я щас в личку напишу.
Reply
Leave a comment