Нарративная фотография

Aug 07, 2013 18:18

Мне всегда было интересно снимать людей. Просто обычных людей. Мне вообще очень интересны люди - иначе бы, наверное, я бы не стала учиться там, где училась - на психфаке МГУ, работать в той сфере, где работала - журналистике, не ушла бы сейчас в ту сферу, в которую ушла - а я ушла в психотерапию.

В общем, наверное можно сказать, что последние лет десять сильнее всего меня интересуют две вещи - люди (и их отношения и самоотношения, их изменения, их маленькие бытовые подвиги, их большие и маленькие трагедии) - и фотография.

Фотография для меня долго была сопровождающим процессом. Скажу честно - именно при помощи фотоаппарата - и того что я начала снимать - я в свое время, более десяти лет назад, более-менее выкарабкалась из последствий своей собственной серьезной травмы. Быть может именно тогда я впервые поняла, что она может не просто бесстрастно фиксировать окружающую реальность - но и помогать, лечить, поддерживать? И фотография - как результат съемки, и сам процесс съемки?
Потом съемки стали более-менее постоянной подработкой, и вот сейчас, тесно переплетаясь с психологическими консультациями - являются основой моей профессиональной жизни.

Понимание того, чем я занимаюсь - так же как и название - пришло не сразу.
Меня не вдохновляли свадьбы. Да, можно пробиться, заработать много денег... мне - было бы скучно постоянно снимать свадьбы и только их. Мне не близок бьюти- и фэшн- подходы, я уважаю работу коллег, но приукрашивать не люблю. Мне всегда была важна правда - вот чтобы на кадре был человек как он есть, без искусственно подправленного ликвифаем лица, уменьшенного носика, скорректированных пропорций тела, разрисованных глазок. Один из моих учителей в фотографии однажды сказал - "Красивы все люди, абсолютно все. Вопрос - сумеешь ли ты увидеть эту красоту - и показать им?"
Я училась ее видеть, снимала так - и внезапно я поняла, что ко мне в основном приходят люди с очень схожими запросами. Очень общо его можно было бы сформулировать как "мы не нравимся себе на фотографиях, хотим понравиться". Причины могли быть разными - от того, что им ранее попадались фотографы, невнимательные к тому, что у клиентов очень подвижная мимика и за фазами ее надо было следить - до того, что цепочка разворачивалась в "мы не нравимся себе на фотографиях - мы вообще себе не нравимся".

Психическое и телесное, внешнее и внутреннее - в жизни человека все это всегда переплетено очень тесно. Когда я поняла, что помимо съемки дополнительно делаю еще кучу вещей, которые обычно делают психологи-консультанты, и у меня получается - я пошла учиться. Тем более, что психотерапия сама по себе всегда меня интересовала и со временем стала желанной областью для профессиональной самореализации - сейчас я занимаюсь ей и отдельно от съемок тоже, и продолжаю обучение.

Итак, я закончила программу по краткосрочному психологическому консультированию, перерыла все возможные и невозможные источники по фототерапии, провела еще довольно-таки много съемок, и сформулировала, что то, чем я занимаюсь - не придуманный мною лично велосипед, а вполне существующая вещь, называется "поддерживающая фотография". Направление недавнее и редкое - чтобы им заниматься надо быть и фотографом, и практикующим психологом, а это нечастое сочетание. Но "поддерживающая фотография" - в общем-то неловкий перевод, не передающий сути процесса. Думаю, что "нарративная фотография" будет точнее.

Нарративная - ведь съемка, как я делаю ее, это еще и рассказ человека о себе и для себя. Способ рассказать себя - телесно, визуально - по новому, поменять дискурс. Потому что я и клиент во время съемки находимся в непрерывном общении и взаимодействии. А еще - это способ услышать. Себя, свое тело, его проблемы и его нужды. И, возможно, что-то принять или что-то изменить. Стать ближе себе.
В этих съемках я отдаю как минимум половину контроля тем, кого я снимаю. Я исполнитель, помощник - но творцы моих съемок - сами мои клиенты.

Такие съемки не замена обычной психотерапии. Но их эффект сравним с парочкой-троечкой консультаций - иногда этого бывает достаточно, иногда - нет. И если нужно идти дальше - фотографии часто становятся отправной точкой и свидетельством возможности изменений.

Как это получается? Обычно очень просто. Я, правда, снимаю очень просто, ведь моя задача не приукрасить, не изменить, и даже не создать некий имеющий художественную ценность продукт, не исказить действительность - а отразить ее. Примерно вот так:























фото, фототерапия

Previous post Next post
Up