Oct 17, 2011 22:37
Меня попросили знакомые офтальмологи написать статью на их сайт про глазные заболевания и наконец!!! я ее написала))) Хочу поделиться ею.
Вначале несколько слов о том, что же такое «психосоматика». Психосоматика (с др. греческого «psycho» означает душа, а «soma» - тело) это направление в психосоматической медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Свои истоки психосоматическая медицина берет из древнекитайской медицины, где были описаны связи между органами и эмоциями, из учения Гипократа, из обрядов шаманов, из учений знахарей и т.д. Так что, как мы видим, что психомотическая медицина стара, как само врачевание.
Любое воздействие на душу сказывается и на теле. И наоборот, всякое воздействие на тело приводит в движение души. Вплоть до 19го в. такие психологические факторы, как потеря удачи или разочарования в любви, признавались врачами как играющие важную роль в возникновении заболевания. К сожалению, в настоящее время современные люди перестали уделять внимание душевным моментом при возникновении заболеваний. Связь между душой и телом во внимании людей как-будто исчезла. Люди перестали видеть в болезни сигнальную систему своей души, психики и принимать ее к сведенью. Вся медицинская индустрия направлена на лечение тела, это не хорошо и не плохо, это просто так. Мне хотелось бы, что бы люди начали воспринимать свои заболевания тела не как что-то ужасное, а воспринимали болезни тела с взаимосвязи их со своей душой (психологическими моментами) и видели в болезни не только отрицательное, но и нечто положительное, так как наше тело, наша душа и наш разум (психика) это единая система, которая через заболевания общается с нами о «неполадках» в этой системе. Еще Блез Паскаль говорил: «Болезнь есть место, где положено учиться. Все происходящее содействует нашему развитию, в том числе и болезнь».
В психосоматике прослеживается взаимосвязь психологических факторов со всеми соматическими (телесными) заболеваниями, и я бы хотела, поговорить в данной статье о глазах и некоторых глазных нарушениях.
В народе говорят «глаза это зеркало души», это связанно с тем, что наши глаза отвечают за восприятие и выражение чувств и если человек старается не показывать своих чувств, глаза никогда не врут.
Коньюктивит (ячмень или воспаление глаз) с точки зрения психосоматики означает, что в жизни человека происходит что-то, что вызывает у него раздражение, гнев и человек не согласен с происходящим (это может быть ситуация, человек и пр.). Причины не важны, главное, что человек испытывает чувство раздражения и гнева. В данном случае, если человек выявит, что за факторы вызывают у него чувства раздражения или гнева и разберется с данными факторами (либо, наконец, примет раздражающие факторы, либо уберет их из своего поля зрения), телу симптом виде коньюктивита будет не нужен.
Косоглазие. Чаще всего бывают у детей.
Разностороннее косоглазие означает, что ребенок видит со стороны родителей противоречащие послания. Например, когда мама хочет одного от ребенка, а папа другого и когда родители являются равнозначными для ребенка, т.е. он не может выставить приоритет между мамой и папой, происходит ситуация, когда ребенок не знает кого слушать, глаза и расходятся в буквальном смысле.
Сходящееся косоглазие
В отличие от разностороннего косоглазия причиной сходящегося косоглазия является получение ребенком противоречащих посылов от воспитывающих одного пола (например, мамы и бабушки) и ребенок так же не может выставить приоритеты, в связи с чем на физическом уровне вышеуказанный психологический раздрайв может выразиться в схождении глаз в одну точку.
Косоглазие у взрослых означает, что человек смотрит одним глазом в настоящую реальность, а другим либо в «иллюзорную реальность» либо в какой-то «другой мир». В данном случае в понятие «другой мир» я вкладываю эзотерический смысл.
Близорукость
При близорукости человек не видит далеко, а вблизи видит хорошо - это означает, что человек сконцентрирован на себе и на ближайшем окружении. Людям с близорукостью, как правило, сложно (либо страшно) смотреть в будущее, строить дальние планы (т.е. они не видят картины своей жизни через год, через пять лет, через десять лет) и сложно прогнозировать последствия своих действий. В данном случае человеку необходимо нарабатывать навык построения своих дальних планов, и кроме того расширять сферу своих интересов на большую область (например начать интересоваться мировыми событиями и пр.)
По статистике замечены периоды, когда падает зрение:
· Период перед школой (начало 1го класса). И это не удивительно, этот период является стрессовым для ребенка, т.к. ребенок психологически отрывается от мамы и входит в социум (коллектив). У ребенка возникает неосознанный страх перед будущим, беспокойство о том, как он будет без поддержки мамы в этом социуме, в результате этого зрение порой и падает.
· Период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этим вопросам: как мальчики выглядят в роли мужчин, а девочки в роли женщин, состоятся ли они как партнеры и выберут ли их в качестве партнеров и пр., в случае если подростку очень сложно смотреть в вышеуказанные сферы, в результате зрение падает.
· Период окончания школы (первый курс института). У молодых людей возникает страх перед вступлением в новое, более взрослое сообщество.
· Период окончания института. У молодых людей возникает, как и перед институтом, страх перед взрослой жизнью, страх не состояться на профессиональном поприще - «детские игры закончены, вот она взрослая жизнь».
Порой близорукость не связана со страхами. В таком случае, необходимо разбираться в каком возрасте начало падать зрение, т.к. возможно в этом возрасте случилось какое-то событие, на которое было тяжело смотреть и человек «выбрал» за счет своего зрения «не смотреть» на это событие.
Если с возрастом зрение не нормализовалась, значит, тема события еще для человека подсознательно актуальна. В этом случае, человеку необходимо разбираться с тем событием, на которое ему было тяжело смотреть.
Дальнозоркость
При дальнозоркости человек видит хорошо вдаль и не видит вблизи, это означает, что человеку интересно, что происходит в мире, в дальнем окружении, интересны свои дальние планы, и не интересно смотреть на себя и на ближнее окружение. Поэтому дальнозоркость считается возрастным недугом, так как в старости человек по тем или иным причинном не принимает себя, возрастные изменения, которые происходят с ним или в ближайшем окружении. Своя жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.
По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения.
Людям с дальнозоркостью необходимо научиться принимать себя, смотреть на себя с любовью и жить здесь и сейчас.
Астигматизм
При астигматизме у человека есть свой устойчивый взгляд на жизнь и он для него правильный, а все остальные мнения являются для него не верными. Людям с астигматизмом необходимо допускать, что другие точки зрения тоже являются правильные и начать принимать их.
Дальтонизм
· Когда человек не видит цвета/цветов означает, что человек подсознательно по каким-либо причинам исключает этот/эти цвета из своей жизни. Необходимо разобраться, что символизируют те или иные цвета для человека, которые он исключил из своей жизни.
· Когда человек путает близкие оттенки означает, что человек видит свою жизнь в полярных цветах, а оттенки как нюансы жизни не видит или не хочет видеть.
· Когда человек путает контрастные цвета означает, что у человека его жизнь не обладает радужными цветами и как- будто для него все в жизни едино.
Ситуация с заболеваниями отличается у детей до трех лет. Ребенок до трех лет психологически находится в сильной связи с мамой и еще не отождествляет себя, как отдельную личность, поэтому все болезни у ребенка до трех лет, являются материнскими заболеваниями. Т.е. ребенок до трех лет выражает через свое тело (в данном случае глазные нарушения) проблемы, которые есть у мамы, и если мама будет разбираться с этими симптомами, как со своими и разберется с ними, у ребенка отпадет необходимость проявлять симптомы мамы.
В этой статье я описала некоторые глазные нарушения и общие направления работы, но у каждого человека своя предыстория симптома, рассказывающая индивидуальную историю.
Будьте здоровы!!!
С уважением,
психолог-консультант
Варбузова Эльвира»
Буду рада вопросам...
психология