Робеспьер о России

Oct 20, 2018 12:40


Речи, доклады, статьи и письма Максимилиана Робеспьера, собранные в три тома в 1965 году я начала читать с февраля текущего года.

Должна заметить, это весьма сложное занятие. Без справочного аппарата не обойтись. Кроме обращения к ссылкам, примечаниям, комментариям нужно еще попутно изучать массу исторических источников. Необходимо разбираться, когда и в связи с чем были сказаны те или иные слова.

Вчера читаю «О политическом положении Республики». Доклад в Конвенте от имени Комитета общественного спасения 17 ноября 1793 года (27 брюмера II года республики).

Самый тяжелый период ноябрь 1793 года, когда гражданская война с интервенцией пытаются разорвать Французскую республику. Уже создан Революционный трибунал и действует декрет о подозрительных. Говоря о политическом положении страны, Робеспьер обоснованно излагает ситуацию, не теряя патриотического оптимизма.



Упоминания о России в его речах уже попадались. Известно, что 8 февраля 1793 года был подписан Указ Екатерины II о разрыве дипломатических отношений с революционной Францией. Мое внимание задерживается на следующих словах Робеспьера:



«Утверждают, и мы готовы этому поверить, что из всех мошенников, носивших имя короля, императора, министра, политика, самой ловкой плутовкой является Екатерина в России, или, вернее, плутами являются ее министры, и надо остерегаться шарлатанства этих далеких и всесильных в империи лиц, престиж которых создала политика.

Истина состоит в том, что при старой императрице, как и при всех женщинах, держащих скипетр, управляют государством мужчины. Впрочем, политика России властно определяется самой природой вещей. Эта страна представляет собой соединение жестокости диких орд и пороков цивилизованных народов.

Господствующие в России классы обладают большой властью и большими богатствами. У них есть вкус, понятие и стремление к роскоши, к искусству Европы, а правят они в суровом климате. Они испытывают потребность в том, чтоб им служили и их восхваляли афиняне, а имеют они подданными татар. Этот контраст в их положении заставил их обратиться к торговле, для приобретения предметов роскоши и искусства, и к завоеванию соседних с ними плодородных земель на западе и на юге.

Петербургский двор стремится эмигрировать из печальных мест, в которых он обитает, в европейскую Турцию и в Польшу, так же как наши иезуиты и наши аристократы эмигрировали из теплого климата Франции в Россию. Она много способствовала созданию лиги королей, воюющих с нами, и она одна получает от этого пользу.

В то время, когда соперничающие державы разбились о скалу французской республики, императрица России приберегает свои силы и собирает свои средства, она с тайной радостью посматривает, с одной стороны, на обширные территории, подвластные оттоманскому господству, и с другой - на Польшу и Германию; и везде она видит легко осуществимые узурпации или быстрые завоевания.

Ей кажется близким момент, когда ее воля станет законом для Европы, по крайней мере, для Пруссии и Австрии, а при разделе земель, к участию в котором она примет двух компаньонов ее высочайших грабежей, кто помешает ей безнаказанно взять себе львиную долю?

Перед вами баланс Европы и ваш баланс, и вы можете уже подвести важный итог - вселенная заинтересована в сохранении нашей страны. Предположим, что Франция уничтожена или расчленена, политический мир тогда развалится...»

Примечание редакторов: Россия Екатерины II не входила в первую антифранцузскую коалицию 1793 г., так как была занята разделом Польши. Тем не менее, Екатерина II деятельно помогала роялистской контрреволюции деньгами.

Открываю учебник «История России» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной 2007 года издания:

«Внешняя политика России: В эпоху царствования Екатерины II без участия России не решался ни одни крупный вопрос европейской политики. Российской империи удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед ней на протяжении долгих десятилетий.

Ослабление военной мощи Османской империи и Крымского ханства делало все более реальным закрепление России на Черном море и присоединение черноморского побережья.

За счет совместного с Австрией и Пруссией раздела Польши Россия получила возможность включить в свой состав западные украинские и белорусские земли.

Во время Великой Французской революции под покровительством Екатерины II была создана антифранцузская коалиция, положившая начало стремлению Российской империи потушить «революционный пожар» в Европе».

Мой дорогой трибун Великой Французской революции Робеспьер все знал, в этом не сомневаюсь. Но меня снова ужасают противоречия. Императрица Екатерина II мне тоже очень нравится, как правитель, политик, как мудрая образованная женщина.

Сейчас, конечно, легко разглагольствовать, читая книжки. А интересно, где бы я была в то захватывающее и спорное время?

Если мои предки далеко не дворянского происхождения, следовательно, и я была бы из народа. Поэтому в России, в век «просвещенного абсолютизма», в Золотой век Екатерины я была бы определенно на стороне простого народа, как русского, так и французского. А значит, на стороне революции.

Максимилиан Робеспьер, Россия, История

Previous post Next post
Up