«Душа, страдая, очищается...» или О фильме «Дирижер»

Oct 18, 2018 15:30


Сложно представить, что еще такого захватывающего мог снять режиссер Павел Лунгин после «Острова» (2006) и «Царя» (2009). А он в 2012 году создал фильм «Дирижер», который на порядок лучше, но в отличие от двух предыдущих почти не вызвал общественного и культурного резонанса.

Считалось, что кинолента на любителя и может быть интересна только верующим. Ничего подобного. Фильм глубоко поучительный, полезный для самого широкого круга зрителей. И ценность его в том, что рассказывает о нашей современности.

Главную роль исполняет незаурядный литовский актер Владас Багдонас. Он появляется на экране в первые минуты. Дирижер Вячеслав Петров.



Не описать выражение его лица, когда герой читает поступивший факс у себя в квартире. Перечитывает и думает. Пьет коньяк с утра и курит. Тридцать лет не опаздывал, не болел и тут вдруг не явился на репетицию оркестра. Что могло случиться?



По жанру это музыкальная драма. Музыка будто бы звучит в его голове, снится ему и является постоянным фоном. Музыка тоже выступает наподобие главного героя фильма. Потому что музыкальное настроение как нельзя более точно выражает тему, идею и содержание.

Это духовная, церковная музыка, оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Известно, что оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прежние времена оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.

Мы съездили в Израиль в конце 2011 года, а через несколько месяцев как раз вышел «Дирижер». Потому смотрели с особым интересом, ведь герои фильма тоже летят на Святую Землю, с концертом. Здесь, в Иерусалиме, всего за три-четыре дня и происходят основные события картины.

В фильме мало действующих лиц. Что касается других персонажей, то каждый из них переживает собственные моральные и душевные мучения. В фильме очень мало диалогов, смысл действий передается через образы. Речь идет о страданиях и о страстях.

Почему «Страсти по Матфею»? Евангелие от Матфея самое первое и полное повествование о земной жизни Господа Иисуса Христа. Апостол писал для своих соотечественников-евреев, объясняя, что Христос именно тот Мессия, приход Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Матфей подробно излагает последние часы Христа во время Его страданий и распятия.

«Душа страдая, очищается», - умничает певец Никодимов (Карэн Бадалов). Лично меня больше всего отталкивает в этом человеке, что он поет, не вникая в смысл произведения. «Плохо разбираюсь, церковные вещи, у меня партия евангелиста», - говорит с пренебрежением. Самоуверенный, он так же победоносно обманывает свою жену.

Жуткий монолог произносит в самолете тенор Надеждин (Сергей Колтаков). Артист измучен своими комплексами неполноценности и завистью. Фамилии у них прямо говорящие. Вспоминается евангельский муж, пытливый и сомневающийся Никодим. А Надеждин хотя и изнывает от собственной ущербности, но держится благодаря надежде.

Иерусалим. Великолепная операторская работа - панорамные съемки библейских мест, придает фильму особый драматизм. Белые стены Старого города. Дирижер едет на такси в еврейский квартал. Вскоре зритель узнает, что произошло в самом начале истории.

Умер его сын Саша, ушедший из дома десять лет назад. Он повесился из-за долгов, а отец в последнее время не хотел посылать ему деньги. Сын присутствует за кадром и буквально пронизывает весь фильм и создает невероятное психологическое напряжение. Рука отца, касающаяся мертвого тела сына, накрытого клеенкой...

«Искусство тяжелая и мучительная работа», - эти слова настоящий девиз Вячеслава Петрова. Он мастер, но благополучие не свалилось на него с неба. Все, чего он достиг, это результат тяжелейших ежедневных трудов.

Между отцом и сыном давнее непонимание и конфликт. Отца обвиняют в жестокости и эгоизме. Но почему он, всемирно знаменитый дирижер, должен был высылать деньги неработающему сыну, свободному художнику, который к тому же еще и балуется наркотиками?

Дилемма, заставляющая размышлять зрителя. В настоящей ситуации я на стороне отца. Потому что работаю с 19-ти лет и не могу найти оправдание тунеядству. О чем может сожалеть отец в данном случае? Что не был рядом, когда сыну было плохо. Да, возможно. И он не эгоист. Как он может не любить единственного сына, если носит его фото в блокноте?

Авторы фильма используют острую аллюзию из живописи. Сохранившаяся картина Саши поражает отца. Это копия с картины Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в Гробу» (1522 год). Но вместо Христа дирижер видит самого себя. Когда Петров идет по пустой ночной улице с этой картиной в руках, звучит музыкальный фрагмент о распятии.

Тревожные голоса за кадром передают мучения Христа. У каждого солиста своя драма. Символичны слова и музыка оратории. «Вся тварь изменяшеся страхом…» - поет Надеждин. В переводе со славянского: «Все живое содрогнулось от страха». В святом месте страсти обнажаются с особой силой.

У одного это комплекс вины, у другого влечение к женщинам. Солистка Алла, жена Никодимова (Инга Оболдина) истерзана ревностью. Перед концертом между мужем и женой случается разрыв, к которому они давно приближались. После чего Никодимов спокойно и невозмутимо распевает со сцены о распятии и Воскресении Христа.

«Покланяемся страстем Твоим Христе». На похоронах сына этот могучий человек признавался, что боится смерти, а мертвых просто ненавидит. Но на концерте дирижер Петров преображается, находясь в своей стихии. Когда он управляет оркестром, ничего вокруг больше не существует. Это человек, живущий в музыке.

Музыкальное произведение содержит в себе трагедию всех времен и народов - страсти Христовы, то есть тот самый момент, когда люди распяли Бога. Смерть, предательство, отчаяние и безысходность - все это люди пережили тогда, все это переживают и герои картины в полной мере.

После всего многообразия звуков оглушающая тишина больницы. Из-за человеческих страстей попадает в беду молодая женщина Ольга (Дарья Мороз), приехавшая в Иерусалим в паломничество с двумя мальчиками-близнецами. Погибает она или остается жива, пусть зритель думает сам.

Не менее трогательный эпизод, когда Петров читает письмо, переданное друзьями сына на кладбище. В предсмертном письме Саши кроме иносказания, простодушие: «Папа, прости, что я умер».

Дирижер идет по Старому городу. Показан образ титанического мужчины, властного, немногословного. Он не скрывает своих слезы у Гроба Господня, как и на могиле сына. Может быть, он всю жизнь к этому шел и достиг благодаря случившейся трагедии.

Он не раздавлен и не опустошен, а остается сильным человеком. Это способность сильного и волевого: найти в себе мужество смириться перед любой бедой, любой болью и устоять. За переосмыслением своей жизни наступает покаяние, предполагающее изменение, перерождение души.

Потому на обратном пути в автобусе лицо его просветленное. Эта поездка полностью изменила всех героев, они уже никогда не будут прежними. Но после смерти Христа наступает Его Воскресение. Остается чувство тихой пасхальной радости.

Критики отмечают, что режиссеру «удалось связать музыку и религию с повседневной жизнью человека. И показать, что в жизни человека, в переплетениях и хитросплетениях человеческих судеб, вновь и вновь возникают те вечные вопросы, на которые отвечает только религия».

Соглашусь с отзывом: «Получилась картина, которая повествует о страстях обычных людей, но христианская перспектива, музыкальные реминисценции позволяют фильму стать философским, приобрести общечеловеческое высокое звучание».

Мне кажется, здесь еще уместно понятие катарсиса - очищающего и облагораживающего воздействия трагедии на человеческую душу. Кто не смотрел, настоятельно рекомендую. Фильм серьезный и нравственный, а не для отдыха. Хочется верить, что после просмотра фильма, каждый сделает вывод и начнет больше ценить своих близких.

Закончу словами митрополита Илариона, который считает, что получился фильм-напоминание о том, что «некоторые поступки человека могут иметь необратимые последствия, напоминание о хрупкости человеческих отношений и об ответственности человека перед ближними». 

Смерть, Жизнь, Кино, Размышления

Previous post Next post
Up