Художественное творчество - высшая форма эстетической деятельности, которая ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое). Так трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства.
И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Так подвиг - возвышенное, а подлость - низменное. Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и быт, и культуру.
Категория прекрасного универсальна по отношению к эстетической деятельности. Однако эстетические формы многообразны, и базируются не только на законах красоты.
Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гробница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему - все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимодействуют.
Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры. Конечно, в такой деятельности присутствует и прекрасное - в виде идеала, и в виде отточенности формы острот.
Роль комического в эстетической деятельности, например, в смеховой народной культуре Средневековья. Карнавал - это нехудожественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая и по законам красоты, и по законам комического.
Раскрывая закономерности и исторически изменчивые особенности искусства, эстетика обретает известную нормативность. Нормы эстетики не более и не менее обязательны для художника, чем закон Архимеда для человека, решившегося на путешествие по воде.
Последний может плыть по морю, по реке, по озеру на плоту, на лодке, на пароходе, но он не может плыть на предметах, вес которых больше, чем вес вытесненной ими воды. В этом - «нормативность» закона Архимеда. И нарушение его чревато опасностями для любителей плавать без «норм».
Художник свободен в выборе темы, жанра, формы выражения поэтической мысли. Но он не может отрешиться от закономерностей образного мышления. Игнорирование эстетических норм помешает ему осуществить свой замысел и, более того, может даже вывести его за пределы подлинного творчества.
Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых ведет к отступлению от природы и задач искусства. Однако законы искусства тоже не абсолютны, а относительны, историчны.
Из конспектов по эстетике