Переход из одного времени в другое

Jul 10, 2021 09:00


Великий французский романист и модернист Марсель Пруст родился ровно 150 лет назад. Еще его называют родоначальником психологической прозы.

Модернизм в литературе отличается глубокими размышлениями и переживаниями. Важную роль играет не внешняя среда и обстоятельства, а внутренний мир, личность героев.

Учился Пруст в одном из старейших лицеев французской столицы - Кондорсе. По свидетельству биографов больше всего юный Марсель интересовался философией и литературой, часами мог читать понравившееся произведение, ничуть не нуждаясь в шумных играх и компании сверстников».

Юридический факультет Сорбонны не окончил. Во многом на решение бросить обучение повлияло в то время посещение молодым человеком художественных салонов, общение с журналистами и популярными французскими писателями.



В 1895 году Пруст приступил к работе над первым романом «Жан Сантей». Спустя четыре года его забросил, но многие сюжетные линии этого произведения использовал в последующих книгах.

Анатоль Франс вдохновил Пруста и помог ему опубликовать первый сборник рассказов и этюдов, получивший название «Утехи и дни» (1896 год). Франс написал вступление к изданию, высоко оценив стиль и образ мыслей начинающего прозаика. С этого момента началась писательская биография Марселя Пруста.



После смерти родителей Марсель получил богатое наследство, но тяжелая форма астмы, которой болел с детства, вынудила его вести затворнический образ жизни. В 1907 году в газете «Фигаро» вышла статья, в которой писатель представил рассуждения о чувстве вины и особенностях человеческой памяти. Эти темы, волновавшие Пруста, стали впоследствии ключевыми в его главном произведении.

Над своей эпопеей «В поисках утраченного времени» Пруст начал работу между 1907 и 1909 годами. Изначально автор планировал разбить произведение на три части и издать в двух томах.

В 1911 году был завершен цикл романов, которые назывались «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретенное время». Но ни одно издательство не согласилось его публиковать. И только Бернар Грассе предложил издать на средства автора, однако потребовал внести серьезные сокращения в первоначальную версию.

Через год Марсель Пруст написал очередной роман «В сторону Свана», затем дополнил свой труд еще двумя произведениями - «Пленница» и «Беглянка». Он продолжал работать даже когда был смертельно болен. Заканчивал редактирование романов его брат.

Главная идея «В поисках утраченного времени» - индивидуальность человеческой личности. Писатель стремится донести мысль о том, что сознание, а не материальные объекты являются основой всего. Пруст считает искусство и созидание высшими ценностями в жизни.

Это эпопея внутреннего мира человека, состоящего из душевных движений и личных впечатлений. Внимание писателя сосредоточено на звуках, цветах, запахах - на тех ассоциациях, которые складываются в образы.

Здесь нет определенного сюжета, одна из особенностей композиции романа - использование приема непроизвольной памяти. А время для Пруста и его героев состоит из чувств и переживаний.

«В поисках утраченного времени» - роман воссоздания своего субъективного мира, собственной жизни писателя с самого детства. Реально прожитая жизнь осознается им как «потерянное время».

Умер Марсель Пруст 18 ноября 1922 года в Париже, могила находится на кладбище Пер-Лашез. Земная жизнь кратковременна, а теперь в его распоряжении целая вечность.

Интересными мне показались размышления о французском классике советского философа Мераба Мамардашвили: «о духовном поиске человека по имени Пруст, поиске, который осуществлялся на острие страха и риска, как жизненная задача. Не как рассуждение или построение какой-то концепции - эстетической или философской, а как задача, которую когда-то называли «спасением».

Ведь, чтобы вырваться из обыденного круговорота жизни, который сам по себе абсурден, случаен, нелепо повторяется и является тем, что древние называли колесом рождений, нам нужно что-то с собой сделать, проделать какой-то путь... Внешне опыт спасения Пруста выразился в том, что он создал или изобрел особую, не похожую на традиционную, форму романа...

В нем нет единой линии времени. Уже сама его форма предполагает возможность перехода из одного времени в другое. Пруст говорил, что к его роману можно относиться, как к собору, одна его часть может нравиться, когда в него входят, одним посетителям, другая - другим. Пожалуйста, пишет автор, пусть мой роман будет таким собором. А может быть и платьем. Все зависит от вкуса и предпочтений читателя. Если же роман читателю не подходит, значит, ему нужно что-то другое...

Опыт Пруста - это и есть онтологический, экзистенциальный опыт. Это живой экзистенциальный опыт, и все понятия, которые применял Пруст, имеют смысл лишь в той мере, в какой мы можем привнести в эти понятия живое экзистенциальное содержание, содержание какого-то живого переживания.

Роман насыщен символами такого переживания, и поэтому он интересен. Он весь свидетельствует о смертном пути человека. В него включены лишь те события и переживания, которые несут на себе отблеск света, излучаемого смертью...»

https://knigki.net/biografii/2153-marsel-prust.html

Время, Зарубежная литература, Франция

Previous post Next post
Up