Жизнь - роман, а роман - жизнь

Dec 27, 2020 10:00


Такое произведение как «Обрыв» Ивана Александровича Гончарова, на мой взгляд, не должно стоять в школьной программе. Роман очень глубокомысленный и масштабный, хотя действия его происходят всего лишь в течение полугода. Другое дело - читать его во взрослом возрасте.

Главный герой Борис Райский - скучающий мыслитель и артист в широком смысле. Он во всем разочарован, все ему скучно до невыносимой зевоты: общество, люди, отношения. Зерно скуки находит во всем. Он просто живет, не имея никаких обязанностей. Поклоняется красоте, до умопомрачения влюбляясь в хорошеньких женщин.

«Страсти мешают жить. Труд - вот одно лекарство от пустоты: дело», - говорит Борису его петербургский друг Иван Аянов. Но именно страсти помогают ему преодолеть скуку. Райский считает своим делом служение музам, но не может окончить хотя бы одно свое произведение.



В поисках новых впечатлений он отправляется в имение в Малиновке на берегу Волги. И здесь его поглощает «бесподобная, но мучительная красота» в лице троюродной сестры Веры. Тайна девушки его интригует и манит. Вера не только красива, но и умна, она постоянно заявляет о своей свободе и праве на личный выбор.



О, великолепный язык Гончарова, которым можно наслаждать непрерывно! Внешность и характеры героев, ведь каждый человек уникален, изображены подробно, до тонкостей. Пространные описания не утомляют, а наоборот, увлекают. Душевное состояние героев показано глубоко и многогранно.

Бабушка Райского Татьяна Марковна Бережкова - представительница не только старшего поколения, но и всей патриархальной России. Я обратила внимание на отношения дворян к своим крепостным, а Татьяна Марковна гордится тем, что она столбовая дворянка. Конечно, относились по-разному, здесь же довольно яркий пример. Она говорит о крестьянах, когда Борис предлагает всех отпустить: «Да не пойдут! Куда они денутся? Избалованы, век - на готовом хлебе!»

Марк Волохов - холодный, насмешливый, циничный, порой злой. Его пакости, причиняемые обществу, вызваны ограничением свободы, он живет под надзором полиции. Марка все боятся и недолюбливают, а по словам бабушки, он вообще пропащий. Вера страдает. Читатель раньше Бориса (он преследует ее и допрашивает) узнает, что Вера любит этого молодого человека.

Вот как Марк рассуждает о любви:

« - Вы хотите бессрочного чувства? Да разве оно есть? Вы пересчитайте всех ваших голубей и голубок: ведь никто бессрочно не любит. Загляните в их гнезда - что там? Сделают свое дело, выведут детей, а потом воротят носы в разные стороны. А только от тупоумия сидят вместе…

- Довольно, Марк, я тоже утомлена этой теорией о любви на срок! - с нетерпением перебила она. - Я очень несчастлива, у меня не одна эта туча на душе - разлука с вами! Вот уж год я скрытничаю с бабушкой - и это убивает меня, и ее еще больше, я вижу это. Я думала, что на днях эта пытка кончится; сегодня, завтра мы наконец выскажемся вполне, искренно объявим друг другу свои мысли, надежды, цели… и…

- Что потом? - спросил он, слушая внимательно.

- Потом я пойду к бабушке и скажу ей: вот кого я выбрала… на всю жизнь. Но… кажется… этого не будет… мы напрасно видимся сегодня, мы должны разойтись! - с глубоким унынием, шепотом, досказала она и поникла головой.

- Да, если воображать себя ангелами, то, конечно, вы правы, Вера: тогда на всю жизнь. Вон и этот седой мечтатель, Райский, думает, что женщины созданы для какой-то высшей цели…

- Для семьи созданы они прежде всего. Не ангелы, пусть так - но не звери! Я не волчица, а женщина!

- Ну пусть для семьи, что же? В чем тут помеха нам? Надо кормить и воспитать детей? Это уже не любовь, а особая забота, дело нянек, старых баб! Вы хотите драпировки: все эти чувства, симпатии и прочее - только драпировка, те листья, которыми, говорят, прикрывались люди еще в раю…»

Дело в том, что Марк терпеть не может попов и венчаться не собирается. В критической литературе заявлено, что Марк Волохов - революционер. В чем его революционность? В чтении Вольтера и Прудона, в обязанности проповедовать горничным и дьячихам о нелепости брака. Он сторонник нигилизма - отрицания всего. Чем же он пленил Веру?

«Марк - и внес новый взгляд во все то, что она читала, слышала, что знала, взгляд полного и дерзкого отрицания всего, от начала до конца, небесных и земных авторитетов, старой жизни, старой науки, старых добродетелей и пороков. Он, с преждевременным триумфом, явился к ней предвидя победу, и ошибся. Она с изумлением увидела этот новый, вдруг вырвавшийся откуда-то поток смелых, иногда увлекательных идей, но не бросилась в него слепо и тщеславно, из мелкой боязни показаться отсталою, а так же пытливо и осторожно стала всматриваться и вслушиваться в горячую проповедь нового апостола.

Ей прежде всего бросилась в глаза - зыбкость, односторонность, пробелы, местами будто умышленная ложь пропаганды, на которую тратились живые силы, дарования, бойкий ум и ненасытная жажда самолюбия и самонадеянности, в ущерб простым и очевидным, готовым уже правдам жизни, только потому, как казалось ей, что они были готовые.

Новое учение не давало ничего, кроме того, что было до него: ту же жизнь, только с уничижениями, разочарованиями, и впереди обещало - смерть и тлен. Взявши девизы своих добродетелей из книги старого учения, оно обольстилось буквою их, не вникнув в дух и глубину, и требовало исполнения этой «буквы» с такою злобой и нетерпимостью, против которой остерегало старое учение. Оставив себе одну животную жизнь, «новая сила» не создала, вместо отринутого старого, никакого другого, лучшего идеала жизни.

Он звал к новому делу, к новому труду, но нового дела и труда, кроме раздачи запрещенных книг, она не видела».

Марк тратил на прекрасную гордую Веру время и силы, забывая «дело», а она ускользает от него. Убеждения Веры препятствуют их любви. Ее религиозность, уважение к традициям, послушание бабушке. Как выясняется, Вера молится не о своих тревогах, а о неверующих, то есть о своем возлюбленном. Вера ярко описывает Борису свою страсть.

« - Брат! - заговорила она через минуту нежно, кладя ему руку на плечо, - если когда-нибудь вы горели, как на угольях, умирали сто раз в одну минуту от страха, от нетерпения… когда счастье просится в руки и ускользает… и ваша душа просится вслед за ним… Припомните такую минуту… когда у вас оставалась одна последняя надежда… искра… Вот это - моя минута! Она пройдет - и все пройдет с ней…»

В центре романа конфликт любви, семейных отношений, в какой-то степени, между прошлым и прогрессивным будущим. Но главное - любовь и страсть. Скорее всего Гончаров стремился показать всех героев по отношению к страсти.

Персонаж, более всех симпатичный мне - Леонтий Козлов, школьный учитель, приятель Райского из университетской юности. «Райский приласкал его и приласкался к нему, сначала ради его одиночества, сосредоточенности, простоты и доброты, потом вдруг открыл в нем страсть, «священный огонь», глубину понимания до степени ясновидения, строгость мысли, тонкость анализа - относительно древней жизни».

Леонтий говорит Борису: «Как же ты роман пишешь и не можешь понять такого простого дела?» Учитель тоже остро переживает трагедию. Удалившись в мир своих любимых древних римлян и греков, он потерял любимую жену.

Еще интересен лесник Иван Тушин, влюбленный в Веру. Его портрет писатель рисует так: «Эта простая фигура как будто вдруг вылилась в свою форму и так и осталась цельною, с крупными чертами лица, как и характера, с неразбавленным на тонкие оттенки складом ума, чувств. В нем все открыто, все сразу видно для наблюдателя, все слишком просто, не заманчиво, не таинственно, не романтично.

...У него был тот ум, который дается одинаково как тонко развитому, так и мужику, ум, который, не тратясь на роскошь, прямо обращается в житейскую потребность. Это больше, нежели здравый смысл, который иногда не мешает хозяину его, мысля здраво, уклоняться от здравых путей жизни.  Это ум - не одной головы, но и сердца, и воли. Такие люди не видны в толпе, они редко бывают на первом плане. Острые и тонкие умы, с бойким словом, часто затмевают блеском такие личности, но эти личности большею частию бывают невидимыми вождями или регуляторами деятельности и вообще жизни целого круга, в который поставит их судьба».

Под конец повествования у меня совершенно пропали добрые чувства к Райскому. Такого легкомыслия просто не ожидала. Сначала он занимается художеством, специализируется на портретах, временами переключаясь на музыку. Периодически терзается, что время уходит, а он не пишет роман. Наконец, прилежно углубляется в писательство, вдохновенно собирает материалы и пишет своего рода гимн прекрасным женщинам. «Жизнь - роман, а роман - жизнь», - провозглашает он.

Но в конце бросает все и загорается скульптурой. Он так и будет бесконечно искать свой женский идеал, смысл жизни и занятие, в котором, наконец, воплотит свои душевные стремления.

Роман «Обрыв» задуман автором в 1849 году, полностью напечатан в 1869, изначально Гончаров намеревался сделать его подобно «Обломову» психологической монографией.

Почему же «Обрыв»? Это не только страшное место между берегом Волги и усадьбой, где по словам героев, «пьяный народ шатается... змеи, воры, собаки, свиньи, мертвецы...»

Не соглашусь с критикой школьных учебников, что обрыв - образ упадка дворянства. Обрыв здесь символизирует душевный кризис, затем перелом в отношениях, мировоззрениях героев, страстные метания творческой личности.

Книги, Русская литература, Размышления

Previous post Next post
Up