АПЛ «Курск»

Aug 12, 2019 10:30


Эту трагедию переживали все, кто знал. О ней писали средства массовой информации всего мира. Сегодня не круглая годовщина, прошло 19 лет со дня гибели в Баренцевом море атомного подводного крейсера «Курск-141».

Не сразу стало известно, что все погибли. Точнее, после катастрофы еще 23 человека оставались живыми в одном из отсеков, но спасти их оказалось невозможным. Контр-адмиралы совещались, решали, что делать, а потом стало поздно.

Тогда я очень жалела, что не владею профессией журналиста, иначе поехала бы туда, в Мурманск. Душой пребывала там весь август, а потом еще долго следила за новостями, делала вырезки из газет и журналов.



«Курск» - первая подводная лодка, поднятая с морского дна. Найдены и захоронены тела моряков. Во многих российских городах увековечена их память. Случившееся многому научило всех нас.

Есть хорошая статья, написанная к 10-летию этого события.



«Их, погибших вместе с «Курском», было 118 человек. 23 из них жили дольше остальных - именно они закрылись в хвостовом отсеке подлодки после взрыва в торпедном и подавали сигналы. Командование принял на себя капитан-лейтенант Колесников как самый старший по званию - командира атомохода Геннадия Лячина уже не было в живых.

Трудно представить себе то, что чувствовали оставшиеся в темноте и холоде моряки. Трудно восстановить последовательность событий, происходивших внутри девятого отсека. Однако можно точно сказать одно - паники там не было. Подводники не такие люди, чтобы паниковать.

Может быть, они старались найти выход, может, шутили, поддерживая друг друга. Может, просто молча думали о тех, кто остался на берегу. А капитан Колесников писал письмо. Оно - единственное достоверное свидетельство о последних часах подлодки «Курск».

«Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет! Отчаиваться не надо». Это и есть письмо капитана Колесникова, которое достали из его нагрудного кармана, когда извлекали тела погибших из железного брюха атомохода…

Многие помнят, сколько лжи и недомолвок связано с гибелью атомохода последнего поколения, который считался самой неуязвимой подлодкой в мире. О том, что «лодка залегла на грунт», в средствах массовой информации было сообщено почти через сутки после того, как она перестала выходить на связь.

Люди, облеченные властью, долго потом пытались связать концы с концами, оправдывая растерянность военных чинов, отсутствие элементарных, но необходимых спасательных средств и упущенное время. До сих пор тайна гибели «Курска» не раскрыта: объяснению, данному следственной комиссией,- взрыв торпеды внутри АПЛ - не доверяют…

Командиры и матросы «Курска» не были героями. Они сами так сказали бы, если бы смогли. Они просто служили Родине, исполняя свой воинский долг. Слова, конечно, ставшие клише, но для подводников эти слова были - сама жизнь. Если почитать интервью Геннадия Лячина, которое он дал незадолго до гибели, если посмотреть репортажи из гарнизона Видяево и услышать рассказы вдов подводников, если найти отклики друзей капитана Колесникова, которого все называли Золотым (и не только за цвет волос), это становится ясным как день.

Море было для них жизнью. Море, которое показывает все - хороший ты человек или плохой, надежный или нет, и лучше тебе служить где-то там, где ответственности меньше. Ответственности не только за себя, но и за других. Моряки выполняли работу. Тяжелую, мужскую и честную - и ничего не просили взамен. Это тоже становится понятным, если знать, как жили и продолжают жить военные в России. Что же ими двигало? Что заставляло раз за разом выходить в море, оставляя в бытовой неустроенности свои семьи?..

Только один ответ приходит на ум после долгих размышлений - смирение. Смирение как главный принцип жизни. Смирение, проистекающее из готовности жертвовать. Жертвовать собой не ради государства, не ради идеологии и не ради социального строя, а - ради простых людей, живущих и по соседству, и где-то далеко от моря… Смирение - это не рабская привычка терпеть унижение, а главное условие избавления всех остальных от этого унижения - пусть даже ценой жизни, оборванной нелепо, случайно, словно шальной пулей...

«Отчаиваться не надо». Слова капитана Колесникова - это слова любви и надежды, побеждающие смерть и возвращающие еще живущим на земле понимание того, что жизнь есть величайшая ценность. И - несмотря ни на что - ее нужно прожить именно так, чтобы не было ни мучительно больно, ни пусто на душе, ни до безумия обидно за напрасные годы».

Полностью статья: https://pravoslavie.ru/38821.html

Россия, История, Море

Previous post Next post
Up