Чечня и Ингушетия: тайные знаки вайнахских башен

Jun 24, 2012 13:46



Сергей Новиков и Валентина Алёхина посетили Чечню. Путешествуя по Чеченской Республике они собирали бесценную информацию о культуре, традициях чеченского народа, и по возвращению домой выложили в СМИ чудесные фоторепортаже о Чеченской Республике пожалуй одни из самых полных и лучших репортажей.
Чечня и Ингушетия: тайные знаки вайнахских башен



© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах широко распространены в горной Чечне и Ингушетии, в том числе в ущелье реки Аргун.

Многие памятники древнего вайнахского зодчества, в том числе в районном селе Итум-Кале на Аргуне (на фото), совсем недавно отреставрировали. Потемневшие от времени и поросшие рыжим мхом камни на известковом растворе причудливо сочетаются с новыми, пока ещё идеально серыми от природы, которые держатся на цементе.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Знаки на камне никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не очень разнообразны. Их высекали не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Такие изображения делались сразу после окончания всех строительных работ и позже, в связи с различными событиями. Яркое тому подтверждение можно обнаружить в краеведческом музее имени Хусейна Исаева, устроенном в Пакочском замке на южной окраине села Итум-Кале.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Ни христианство, ни пришедший позже ислам не могли поколебать веру чеченцев и ингушей в чудодейственную силу символов на камне, что подтверждает непрерывность появления петроглифов с XII по XVIII век. Почти все они должны были помогать горцам в их трудном быту - это были своеобразные моления, обереги, просьбы, исполненные с надеждой на полноту жизни.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Часто камни с петроглифами оказываются даже древнее самих башен и отличаются от последних уровнем обработки. Эти камни считались священными, а потому их переносили из разрушавшихся строений в новые.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Реставраторы, занимавшиеся восстановлением Пакочского замка в 2010-2011 годах, поступили точь-в-точь как их предки - перенесли в обновленный замок камни из разрушенных башен Итум-Калинского района.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Росписи встречаются не только на жилых, но и на боевых башнях, например, на второй боевой башне на хуторе Дёре в ущелье Тазбичи в Итум-Калинском районе.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
А так выглядит первая боевая башня в том же чеченском поселении.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся солярные знаки (например, этот, запечатленный на стене отреставрированной боевой башни в чеченском селе Шарой). Это связано с культом Солнца - одним из древнейших на Кавказе. Среди нахов этот религиозный культ был распространён, вероятно, ещё со III-II тысячелетия до нашей эры.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Культ единого бога-вседержителя - всемогущего Дела - существовал у чеченцев ещё до принятия христианства в раннем Средневековье. Он благополучно дожил и до принятия ими ислама.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
К древнейшим солярным знакам, которые помимо Кавказа были распространены в Древнем Египте, Передней Азии и Средиземноморье, относятся крест, крест в круге и свастика. Крест как оберег встречается на многих башнях в Ингушетии и Чечне (например, в селе Химой Шаройского района), как бы преграждая вход всему враждебному.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Руины исторических памятников в обеих республиках соседствуют с современным жильём и представителями местной фауны.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
У вайнахов свастика была символом вечной жизни и универсальным оберегом, а ее загнутые концы символизируют движение солнца по небосводу. Классическая прямоугольная свастика выгравирована над дверным проёмом жилой башни в селе Химой - центре Шаройского района на стыке границ Чечни, Дагестана и Грузии.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
У чеченцев и ингушей свастика до сих пор используется как “каркас” для написания различных мусульманских формул на могильных камнях-чуртах. Яркий тому пример - чурты с мемориала жертвам сталинских репрессий, построенного в Грозном в годы правления Джохара Дудаева.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Быстро вращаясь, свастика превращается в спираль, в которой, как в лабиринте, запутывается нечистая сила. Если кресты и свастики наносили в основном на арочные камни дверных проёмов, то спирали изображали на угловых камнях башен, что демонстрирует этот снимок, сделанный в Химое.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Башни в ущелье реки Шаро-Аргун ещё ждут своих исследователей.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Среди петроглифов встречается и сильно упрощённое изображение коня - животного, которое вайнахи связывали с культом Солнца - божества, передвигающегося по небу в колеснице, запряжённой золотыми конями. Наверное, именно этому мифу посвящён петроглиф на Эткалинской башне в ущелье Тазбичи в Итум-Калинском районе, запечатлевший колесо, лошадь и человека.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Чеберлой, историческую область на юго-востоке Чечни, можно без преувеличения назвать заповедником петроглифов. Это ощущение усиливается безлюдностью здешних поселений. Так, все старинные башни и сакли села Хой Веденского района стоят заброшенными после выселения чеченцев в 1944 году, люди живут только в пяти коттеджных домах, построенных совсем недавно.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Среди петроглифов Чечни и Ингушетии довольно много рисунков, напоминающих знаки письменности, как и этот, из села Хой. За пределами этих двух республик они неизвестны.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Однако считать петроглифы буквами или знаками слогового письма нельзя (Пакочский замок, село Итум-Кале).


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Возможно, некоторые из них выражали какую-то законченную мысль, то есть являлись пиктограммами. Многие из подобных рисунков могли быть тамгами - родовыми знаками (село Хой).


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Фамильные знаки обязательно размещали на арочных камнях нижних дверных проёмов или просто на фасаде родовой башни. Такими знаками могли быть любые изображения, в том числе грузинские или греческие буквы, стилизованные фигуры животных или другие рисунки (село Хой).


© Фото: Валентина Алёхина
Знаки рода должны были напоминать гостям о древности семьи, которая жила в башне (некрополь Цой-Педе в Итум-Калинском районе Чечни).


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
В свою очередь гости вырезали свои тамги на деревянных элементах конструкции башни (село Хой).


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Петроглифы в виде раскрытой ладони встречаются во всех исторических областях горной Чечни, а также у соседних народов, например, у хевсур. На эткалинской башне в ущелье Тазбичи (Итум-Калинский район Чечни) ладошка изображена дважды - в левом нижнем и правом верхнем углах оконной “рамы”.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Изображение ладони символизировало и власть, и собственность, и созидающее начало, и автограф мастера-строителя (хутор Эткали в ущелье Тазбичи).


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Закончив строительство башни, мастер обводил контур своей ладони и ударами небольшого зубила высекал его. Чаще всего на камнях изображены левые ладони - увековечивать их было проще. Современный реставратор Пакочского замка в селении Итум-Кале не стал изобретать ничего нового, разве что добавил к рисунку своё имя.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Совсем другой - гораздо более поздний - пласт культуры представляют арабские надписи, выполненные на стенах мечетей и, реже, жилых башен. На стенах этого сооружения в селе Химой Шаройского района отчётливо читаются арабские слова “это” и “замок”.


© РИА Новости/АврораСергей Новиков
На боевых башнях Ингушетии - например, в башенном комплексе Эгикал в Джейрахском районе - часто встречается схематическое изображение человека с расставленными в стороны руками и ногами.


© РИА.Туризм / Сергей Новиков
Это знак Голгофы, который появился здесь под влиянием христианства, принесённого в домонгольские времена миссионерами из Грузии.

При подготовке материала использованы работы учёных Владимира Марковина и Лечи Ильясова.

Чеченские башни, туризм в Чеченской республике, турбазы в Чечне, Достопримечательности Чечни, Итум-Кали

Previous post Next post
Up