Как мы ездили в Чечню

Jun 17, 2012 22:45





“Мёртвый город” в “Стране Солнца”
В верховьях Аргуна, в исторической области Мелхиста, что по-чеченски означает “Страна Солнца”, расположен один из крупнейших некрополей на Северном Кавказе. Каждый погребённый здесь считался равным божеству, а весь “Мёртвый город” так и назван - Цой-Педе, что означает “Поселение божества”.

Поклонение Солнцу у древних нахов было одним из основных религиозных культов, который сохранился даже после исламизации Чечни. По свидетельству советского исследователя В.И. Марковина (1922-2008), еще сравнительно недавно клятва Солнцем у вайнахов-мусульман приравнивалась к клятве на Коране.

Аргунское ущелье - одно из наиболее протяжённых на Кавказе, оно тянется почти на 120 километров вдоль реки Аргун от Хевсуретии до Чеченской равнины. Издревле по ущелью наряду с Дарьялом проходил путь из России в Закавказье и Малую Азию; с древнейших времён оно было важнейшей транзитной дорогой Чечни, ведущей в Грузию, Дагестан и Осетию. В наши дни это дорога лишь республиканского значения, которая связывает Грозный с тремя горными районами Чечни - Шатойским, Итум-Калинским и Шаройским.

На Аргуне можно увидеть и природные красоты горной Чечни, и памятники зодчества древних вайнахов и хевсур, и следы двух чеченских войн. Для поездки по чеченскому отрезку ущелья путешественнику-россиянину нужно иметь только один документ - внутренний паспорт. Если, конечно, маршрут не будет проходить через погранзону…


© РИА Новости. Сергей Новиков



© РИА Новости. Сергей Новиков
Местом старта для нас будет грозненская автостанция “Минутка”, что недалеко от площади с тем же названием. До села Шатой на северной окраине Аргунского ущелья с “Минутки” отправляются автобусы и маршрутки. До селения Итум-Кале - самого южного райцентра Чечни - единственная за день маршрутка уходит около полудня, а такси - в основном до обеда.



© РИА Новости. Сергей Новиков
На выезде из Шатоя в сторону Грозного с поста ДПС хорошо видна недавно отреставрированная 22-метровая боевая башня (XIV-XVI века) с балкончиками для стрельбы. Добраться до неё можно, сделав крюк через весь Шатой и свернув на грунтовку в сторону села Большие Варанды.



© РИА Новости. Сергей Новиков
Новые межэтажные перекрытия башни позволяют подняться до её самых верхних бойниц.



© РИА Новости. Сергей Новиков
На северной оконечности маленького села Ушкалой, на правом берегу Аргуна - две как бы впаянные в скалу сторожевые башни. Они были построены в XIV-XVI веках, а в 1944-м одна из них была разрушена. Вторая сильно пострадала при обстреле во Вторую чеченскую, но год-два назад ее отреставрировали, а первую отстроили заново. От дороги через реку к башням ведёт крепкий пешеходный мост.



© РИА Новости. Сергей Новиков
В кадре на переднем плане - навершия печных труб, выполненные из крашеной жести. Жестяные украшения - одна из характерных черт любого чеченского или ингушского дома, ведь каждый хозяин хочет, чтобы его жилище было нарядным.

К югу от Итум-Кале, точнее - за вторым шлагбаумом пропускного пункта “Хачарой”, начинается пограничная зона. В Чечне помимо верховьев рек Аргун и Шароаргун она охватывает ущелья мелких речек - их притоков, а также селения Ведучи, Тазбичи, Хакмадой, Хуландой, Шарой, Шикарой в Итум-Калинском и Шаройском районах. Для посещения этих мест паспорта мало - обязательно нужен пропуск. Без него вероятность быть отправленным восвояси равняется 100 процентам. Оформляют эту бумагу в погрануправлении в Грозном. Для россиян оформление займёт от 15 до 30 дней, для иностранцев - подольше.



© РИА Новости. Сергей Новиков
В погранзоне по Аргуну выше Итум-Кале постоянного населения нет, аулы пустуют после проведенного 23 февраля 1944 года выселения чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. Спустя 13 лет, уже после возвращения на родину, чеченцам негласно запретили жить выше 2 тысяч метров над уровнем моря. Две последние войны не прибавили горцам желания возвращаться в родные края.

В кадре - ущелье речки Меши-хи, притока Аргуна. Идя по ущелью в сторону заснеженной горы, что на дальнем плане, теоретически можно оказаться в Джейрахском районе Ингушетии.



© РИА Новости. Сергей Новиков
В наши дни места за вторым шлагбаумом не так уж необитаемы. Кроме пограничников - самой многочисленной и постоянной “общины” - там присутствуют чабаны, пасечники и хозяева магазинов-вагончиков, по большей части жители Итум-Калинского района. В тёплое время года многие из этих людей ездят “за шлагбаум” довольно часто, так что вооружённому пропуском путешественнику попутный транспорт обеспечен с утра до вечера.

До некрополя от Итум-Кале - примерно 40 километров грейдерной дороги, проложенной во времена Ичкерии по левому берегу Аргуна почти до самой границы с Грузией.



© Фото: Валентина Алёхина
У подножия скалы, на которой располагается “Мёртвый город”, в небольшой долине на правом берегу Аргуна построена крупная погранзастава “Мешехи”.



© Фото: Валентина Алёхина
Удод в чеченской мифологии символизирует весну. В доисламские времена эту птицу называли “курицей Тушоли” - богини плодородия в нахском пантеоне.



© РИА Новости. Сергей Новиков
Там, где в Аргун впадает ледниковая Меши-хи, возвышается скальный мыс. С трёх сторон он практически недоступен, а четвёртая, северная сторона, образуя длинный острогорбый перешеек, упирается в скалы хребта Кюрелам. На мысу в древности были возведены некрополь и поселение.



© Фото: Валентина Алёхина
От дороги до склепов Цой-Педе ведёт довольно крутая пешеходная тропа. В двух-трёх местах её обрывают линии оплывших окопов, вырытых российскими военными лет 12 назад. Подъём от подножия горы до первых склепов займёт от 10 минут до получаса, в зависимости от физической подготовки и страсти к фотографированию или рисованию.

Приходящих в “Мёртвый город” встречают два языческих жертвенника-столпа, свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в Цой-Педе.



© Фото: Валентина Алёхина
На скальном мысу разбросаны «солнечные могилы» - полуподземные и надземные склепы, покрытые двускатной сланцевой кровлей. У многих перед лазом устроена довольно глубокая ниша. По разным данным, в “Поселении божества” насчитывается от 42 до полусотни склепов.



© РИА Новости. Сергей Новиков
Точный возраст построек Цой-Педе неизвестен. По одной из гипотез, склепы “Мёртвого города” датируются IX-XV веками. Большая же часть погребальных сооружений имеет датировку XI-XIII веков.



© Фото: Валентина Алёхина
Древние вайнахи были убеждены, что при жизни члены рода нуждаются в башне, а после смерти - в склепе.



© РИА Новости. Сергей Новиков
Каждая фамилия строила свою усыпальницу.



© Фото: Валентина Алёхина
Не так далеко от Цой-Педе (тоже в верховьях Аргуна и тоже в пределах погранзоны) находится второй не менее крупный некрополь - Васеркел. В восточных районах горной Чечни, например в Ичкерии и Чеберлое, подобных сооружений не сохранилось.


© Фото: Валентина Алёхина
Для тел умерших внутри склепов делали каменные полки в несколько рядов.


© Фото: Валентина Алёхина
В некоторых склепах строили и второе помещение - поминальную камеру с каменными скамьями и нишами для свечей. В ней родственники в дни праздников пили ритуальное пиво и поминали ушедших.


© РИА Новости. Сергей Новиков
Над склепами возвышается боевая башня, которая по-чеченски называется “Кашан бIов”. “Она охраняла не только покой мёртвых, но и спокойствие живых: за стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул”, - писал исследователь вайнахской башенной архитектуры Марковин.


© РИА Новости. Сергей Новиков
Башня украшена мозаикой - по серому фону одной из стен светлыми камнями выложена примитивная фигура человека с распростёртыми руками и расставленными ногами. Есть предположение, что это святой Георгий - православные миссионеры из соседней Грузии до монгольского нашествия были частыми гостями у вайнахов.


© Фото: Валентина Алёхина
Башня и многие склепы украшены загадочными петроглифами.


© Фото: Валентина Алёхина
На южной окраине аула Цой-Педе, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в Аргунское ущелье со стороны Грузии. Подобраться к этой башне сверху без снаряжения почти невозможно.


© Фото: Валентина Алёхина
Большинство жилых башен Цой-Педе давно превратились в каменные осыпи…


© Фото: Валентина Алёхина
Выше “Мёртвого города” амфитеатром раскинулись руины старинных чеченских аулов, в которых жили малхи - “люди Солнца” (в кадре слева - одно из брошенных башенных селений в ущелье Меши-хи).


© Фото: Валентина Алёхина
Кемалха, Коротах, Тертие - в этих мелхистинских аулах вокруг Цой-Педе сейчас ни души…


© Фото: Валентина Алёхина
По версии журнала Forbes, Цой-Педе наряду с древней столицей эскимосов на мысе Дежнёва и шаманскими пирамидами на берегу Байкала входит в список семи самых труднодоступных достопримечательностей России. Трудности пути к вайнахскому “Мёртвому городу” объясняются пограничным режимом и отсутствием общественного транспорта как из ближайших, так и из отдалённых селений.


© РИА Новости.
C 2008 года Погрануправление ФСБ по Чечне проводит ежегодную акцию “Наследие предков”, приуроченную к Международному дню памятников и исторических мест. 18 апреля пограничники вместе с сотрудниками Аргунского заповедника, журналистами и студентами выезжают к чеченским башням в верховьях Аргунского ущелья.



© РИА Новости. Сергей Новиков

Фотокорреспондент РИА Новости Саид Царнаев говорит, что в последний раз был в Цой-Педе перед началом Второй чеченской. Тогда вместо пропуска от российских пограничников ему пришлось оформлять документ за подписью Басаева.



© Фото: Валентина Алёхина

А вот студентки факультета естествознания Чеченского государственного педагогического университета приехали в Цой-Педе первый раз в жизни.

Источник: www.travel.ria.ru

туризм в Чеченской республике, Отдых в Чеченской республике, туристы в Чечне, туризм в Чечне

Previous post Next post
Up