Вчера мне позвонила разгневанная родительница одного моего третьеклассника. Гнев её был обусловлен тем, почему её сын не участвует в спектакле, который мы ставим с детьми. Сразу оговорюсь: во-первых, это выпускной спектакль 4-го класса, соответственно, главные роли в нём в первую очередь отданы четвероклашкам. Другие классы участвуют в спектакле на ролях уже второстепенных, ну, а поскольку 4-й класс у нас очень малочисленный, то, разумеется, всех недостающих персонажей мы распределили между третьеклассниками и даже частично второклассниками. Во-вторых, с самого начала учебного года было озвучено условие: в спектакле будут участвовать те и только те ребята, что ходят на мои занятия во второй половине учебного дня. Если ребёнка забирают из школы раньше (а мои уроки обычно начинаются после двух часов дня), значит, извините, но в спектакле он не участвует, потому что нет репетиций, следовательно, нет и финального участия в показе. Сын разгневанной родительницы как раз попадает в ту категорию, что хронически отсутствует на уроках актёрского мастерства, так как его постоянно забирают после основных занятий. Корректно и доходчиво попыталась всё это объяснить родительнице.
Но не тут-то было. Родительница начала мне практически хамить и отчитывать как девочку.
- В смысле, мой сын отсутствует на Ваших уроках? Когда это мы его забирали раньше? - кричала она мне в трубку. - Ну-ка, перечислите мне все дни, когда моего сына не было на Ваших уроках! Конкретно давайте: даты, время! Вы - педагог, Вы должны знать, когда его не было!..
А я, признаться, не веду строгий учёт посещаемости детьми моих уроков. Мои уроки - дополнительные, пришёл ученик - прекрасно, занимаемся, не пришёл - значит, не пришёл, занимаюсь с теми, кто есть. За посещаемостью и тому подобным следят уже их классные руководители. И уж тем более я не слежу за посещаемостью конкретно её сына.
Дальше - лучше.
- Вот в понедельник - да, я забираю его раньше, - пустилась в рассуждения родительница. - В понедельник у него логопед. В среду тоже забираю раньше: у него английский. В пятницу могу забирать раньше, но не всегда, потому что это пятница, у меня короткий день... Но во все остальные дни он в школе до 6-ти вечера!
- Прекрасно, - отвечаю я, - но вот понедельник, среда и пятница - это как раз и есть дни, когда по расписанию мои уроки, и когда мы репетируем…
Поняв, видимо, что оказалась не права, родительница предпочла закончить наш разговор, но напоследок резюмировала:
- Давайте, в общем, так. Я поговорю с сыном, и если у него есть ещё желание в Вашем спектакле участвовать, то он к Вам завтра подойдёт и это самое желание озвучит. И будет ходить на репетиции.
Ладно, на том и порешили. Сегодня перед репетицией ко мне подошёл её сын, что-то такое невнятное промямлил, что, видимо, я и должна была расценить как выражение им желания участвовать в репетициях и играть в спектакле. Оставила его на уроке, дала роль Второго Чайника. «Заварочного», - пошутили дети. Посреди репетиции, когда вновь прибывший актёр только-только начал въезжать в происходящее, в класс ворвалась его родительница:
- Я бы хотела забрать сына, вы уже закончили?
- Нет, - говорю, - у нас ещё урок, репетиция…
- А, репетиция! - воскликнула родительница. - Ну… Давайте буквально три минутки, заканчивайте, я подожду его внизу, в машине…
Через три минутки Заварочный Чайник ушёл. Сами понимаете, слова он толком за это время не выучил, да и вообще вряд ли до конца понял, что тут от него требуется. Оглядев своих юных актёров, не без ужаса осознала, что у нас теперь в спектакле четыре Карасика вместо двух, четыре Мотылька вместо двух, два Башмака вместо одного, а теперь ещё и два Чайника. Думаю, когда директор школы придёт «принимать» всю эту нашу постановку, то скорее всего разгонит половину исполнительского состава, поскольку перебор уже явный. Я уж молчу о том, что изначально, по пьесе, все эти персонажи вообще присутствуют в единственном числе.
Но это будет потом. А пока вот так.