Когда на дворе стояла осень, а в Лесу мыслей вовсю была, соответственно, не зимняя, а осенняя
лИСтКУССТВенница, мы однажды говорили
о художниках, которые рисовали дождь. Но поскольку на дворе зима, а самым частым природным явлением этого времени года считается всё же снег (хотя, конечно, и дождь порой не исключается :)), то сегодня поговорим о тех, кто рисовал снежные пейзажи.
Художники начали рисовать снег как минимум с 15-го века, когда зимние пейзажи и сцены стали появляться в иллюминированных часословах. Самый известный из них - это «Февраль», датируемый примерно 1412-1416 годами и приписываемый Полю Лимбургу, наиболее «рустикальному» из голландских братьев Лимбург: это снег, лежащий на загоне для овец, на голубятне и на ульях:
«Февраль» братьев Лимбург (ок. 1412-1416 гг.), иллюминированная страница манускрипта из «Великолепного часослова герцога Беррийского
Большинство ранних примеров, что неудивительно, родом из Северной Европы, в том числе и знаменитый шедевр Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»:
Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу» (1565); картина является серией из шести картин, изображающих времена года; находится в Музее истории искусств в Вене (Австрия)
А в Японии снег был одновременно и сюжетом, и символом на ксилографических гравюрах, когда рисовую бумагу иногда оставляли нетронутой, чтобы создать видимость белого пространства. Оказывается, такие древние произведения искусства являются полноценным культурным свидетельством того, как люди жили со снегом и в снегу. Вот, например, посмотрите на картину Кацусики Хокусая «Снежное утро на реке Коисикава в Эдо» (ок. 1830-1832 гг.). Видите, как чайный павильон словно парит среди заснеженных ландшафтов замершего мира?
Кацусика Хокусай «Снежное утро на реке Коисикава в Эдо» (ок. 1830-1832 гг.); из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»
Русский же художник-пейзажист Иван Шишкин своей картиной «На севере диком» (1891) даже вызывает ощущение страха и ужаса при виде одинокого заснеженного дерева:
Иван Шишкин «На севере диком» (1891)
Конечно, художники по-разному изображали снег, потому и наше восприятие снежных пейзажей разное. Импрессионисты, пережившие ряд крайне холодных зим, например, смогли изобразить взаимодействие снега, света и цвета, приняв во внимание всё разнообразие отражений, бликов и теней. Так, Клод Моне нарисовал более 100 снежных пейзажей; и, хотя его «Сорока» была отклонена жюри Парижского Салона в 1869 году как «слишком тусклая и унылая», теперь эта картина считается его ранним шедевром. Художник весьма активно использовал синий цвет в тенях в «Сороке», и вскоре синие тени стали обычным явлением, причём настолько, что Рокуэлл Кент подчёркивал свою «любовь к синим теням, любовь к формам, отбрасывающим эти тени, и глубинам космоса, которые тоже отражаются синим»:
Клод Моне «Сорока» (1868-69); Музей Орсе, Париж
Через полвека после Моне Василий Кандинский практически не использовал белый цвет, чтобы изобразить снег под заходящим солнцем в своём «Зимнем пейзаже» 1909 года: в его видении снег - это изобилие розового, синего, жёлтого, зелёного и даже чёрного:
Василий Кандинский «Зимний пейзаж» (1909); Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В этих картинах, как и в большинстве других, чтобы уловить суть чего-либо, необходимо раскрыть его особенности. В то же время свойства краски (плотность, вязкость, возможность нанесения слоями) могут создать имитацию снега, как, например, в картине магического реализма Питера Дойга «Кобург 3+1» (1994). У Дойга снег, кажется, падает перед холстом и заставляет зрителей визуально «пробиваться» сквозь него к расплывчатому изображению на заднем плане. Этот падающий снег служит «своеобразным экраном или завесой памяти», как сказал художественный критик Адриан Сирл на лекции в аукционном доме Christie’s в 2017 году:
Питер Дойг «Кобург 3+1» (1994)
Британец Питер Дойг, проведший часть жизни в Канаде, пишет свои снежные пейзажи не только по фотографиям, но и по памяти. Однако, для других художников физические трудности работы на морозном пленэре воспринимались как испытание на выносливость, силу духа и даже мужественность.
Как-то один прохожий мельком увидел Моне, который рисовал зимы не только Франции, но и Скандинавии, за работой на холоде: у художника была грелка для ног, перчатки и три пальто, а его лицо наполовину замёрзло, когда он изучал «эффект снега» или effet de neige, как называли это импрессионисты. А Рокуэлл Кент даже ездил в поисках снега в Гренландию, Ньюфаундленд, Мэн, Вермонт и на безлюдный остров Аляски.
«Рисовать на открытом воздухе на Аляске, - писал Кент в 1920 году в «Дикой природе», своём «дневнике тихих приключений», - было крайне холодным занятием - я полусидел в снегу; в согнутых коленях медленно течёт кровь, ноги немеют, пальцы слабо двигаются. Работа была терпимой из-за тёплой хижины поблизости и самого снега, ведь он лежал везде - и это было истинное наслаждение...»
Это был второй выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте
здесь.
__________
При подготовке этого поста были использованы материалы статьи американской писательницы, журналистки и репортёра "The New York Times" Эми Уолдмен в переводе Марины Павловой.