За эти три с половиной года учёбы на актёрском мне встретились два педагога, которые изрядно отравили мне всё моё творческое существование и едва не вынудили вообще уйти с универа и из профессии в целом. Первая из них - преподаватель по танцу. История моих отношений как личных, так и профессиональных с этим человеком - отдельная тема, которую, если излагать, то самостоятельным постом. А если вкратце, то я редко встречала в своей жизни людей, наивысшим и единственным наслаждением для которых является постоянное унижение и втаптыванье в грязь других. Курс другого мастера (что был нас на год старше и уже выпустился) в этой связи однажды поднял бунт и умудрился добиться от деканата и кафедры, чтобы этого преподавателя от занятий с ними навсегда отстранили и заменили другим, что и было сделано. Но это другой курс. Наш курс на такое никогда не подвигнется, увы. Во-первых, по причине огромной лени, во-вторых, многих почему-то вполне себе устраивает такой стиль преподавания.
Другой педагог - наш преподаватель по режиссуре. За время нашего обучения преподаватели по этому предмету менялись у нас, как перчатки. Началось всё с того, что после первого курса (когда нам всё-таки давались свои отдельные режиссёрские задания) от нас неожиданно ушёл педагог-режиссёр, непосредственно закреплённый за нашим курсом. И пошла свистопляска: что ни семестр, то новый педагог по режиссуре. Никаких особый заданий мы уже не получали, практически ничего с однокурсниками-актёрами не ставили, а один-два раза в неделю просто встречались с очередным педагогом и минут двадцать-тридцать болтали на тему, какая же это клёвая профессия - театральный режиссёр. За всё это время, в этой череде сменяющих друг друга преподавателей, был только один, у которого я до сих пор мечтаю учиться. Я прекрасно помню его слова о том, что режиссёрская профессия подразумевает, прежде всего, наличие своего мнения, своей точки зрения и гражданской позиции по тому или иному вопросу. Собственно, спектакль - это и есть высказывание режиссёра. Нет своей уникальной точки зрения, нет собственного мнения => нет спектакля. Да и режиссёра, как такового, значит, тоже нет.
К сожалению, ближе к концу третьего курса нам наконец-то выделили постоянного педагога по режиссуре. «К сожалению», потому что им стал вовсе не тот преподаватель, о котором я упомянула выше, а полная его противоположность. Тот никогда не навязывал даже студенту-режиссёру своего мнения и видения, не влезал в процесс работы студента-режиссёра со студентами-актёрами, мог лишь что-то подсказать, посоветовать, но не более. Если студент считал совет педагога не подходящим своей режиссёрской работе (в силу уже каких-то своих субъективных соображений), это расценивалось как абсолютное нормальное творческое взаимодействие режиссёра-педагога и режиссёра-студента. Ведь, в конце концов, у каждого свой взгляд; каждый имеет право на своё мнение, а «каждый» - это, значит, как педагог, так и студент тоже. И поскольку каждый видит по-своему, каждый и предлагает свой угол зрения. В общем, как результат, у этого педагога ребята сделали очень много достойных самостоятельных режиссёрских работ, которые на их курсе шли наравне с дипломными спектаклями в постановке уже их мастера и преподавателей по актёрскому мастерству.
С нашим нынешним педагогом ситуация совершенно иная. Здесь во главе угла одно единственное требование - ставить спектакль так и только так, как видит он. Точка. Своё собственное мнение, мировоззрение, гражданскую позицию и прочие профессиональные атрибуты можете запихать себе глубоко в задницу и вплоть до получения на руки диплома о высшем профессиональном режиссёрском образовании, оттуда не вынимать. В этой связи наш педагог вмешивается во все наши репетиции со студентами-актёрами, занятыми в наших спектаклях, сам всё простраивает, а нам остаётся лишь тупо и беспрекословно следовать его указаниям. Естественно, из наших задумок (и, казалось бы, наших постановок!) получается чёрти что, и однозначно, что это уже не наши спектакли, да и мы не режиссёры, а так… некие посредники, проводники идей нашего педагога.
Сначала я пыталась с этим как-то бороться, но если я даже хоть на йоту отступала от мировоззрения педагога, я тут же выслушивала, какие у меня плохие актёры, какой я плохой режиссёр, какая безрадостная перспектива меня ждёт на профессиональном поприще в будущем и т.п. Следом это начало прилетать мне уже и от мастера, и, как итог, я вообще завалила экзамен по режиссуре в эту зимнюю сессию, пересдав его на несчастную тройку только позавчера. Вариант «Простите, но мне это не подходит, я вижу иначе» у нашего педагога, в отличие от его коллеги, не прокатывает напрочь. По умолчанию нам должно подходить всё, что он говорит. Потому как мы лишь режиссёры-студенты, мы должны учиться, а учиться - это что значит? А это значит выполнять все указания режиссёра-педагога. От сих до сих. Ах, да, как результат: мы заканчиваем 4-й курс, на сегодняшний день у нас НИ ОДНОЙ завершённой самостоятельной режиссёрской работы. У наших коллег с предыдущего выпуска к этому времени обучения… хм, друзья, боюсь даже назвать вам число их студенческих постановок…
И вот, поразмыслив и наплакавшись над своим практически похороненным спектаклем, я пришла к выводу, что в варианте с этим педагогом можно лишь одно - просто анализировать для себя. Потому что придется еще какое-то время быть «под ним». Хоть это и мучительно.
Не прекословить (да это и бессмысленно и закончится лишь очередным «неудом» и пересдачей) и терпеть, терпеть… ведь осталось чуть-чуть. А, с другой стороны, терпеть в данной ситуации, когда я хочу быть в этой профессии и хочу научиться чему-то - очень странно…
И ещё я скромно так надеюсь, что на 5 курсе к нам всё-таки вернётся тот хороший педагог по режиссуре. Возможно. Он и сам говорил, что выпустит нынешний 5-й режиссёрский курс и, может быть, возьмётся за нас. Но это не факт...
Если бы это случилось, ситуация бы точно изменилась.