Сейчас всё большее число родителей задумывается о семейном образовании. Многие выбирают такой формат для своих детей. По моим наблюдениям, это по большей части определённая прослойка людей
, ратующих за возвращение к семейственности, природе, естественному ходу развития. Приоритеты и активная жизненная позиция этих родителей позволяют им организовать вокруг себя некое микрообщество, коммуну, в которой все процессы, будь то работа, воспитание, образование, выживание тесно связаны и переплетены между собой. Религиозные ортодоксальные сообщества и их ответвления, дауншифтеры, натуралисты, современные модификации хиппи, поклонники либертатной концепции - в каком-то смысле достаточно экстремистская социальная, а, может, антисоциальная прослойка населения нашей многоликой планеты создаёт малые группы, организации, семейные кланы, в которых воспитывает детей согласно мировоззренческим канонам и традициям, либо создаёт новые.
Такие тенденции перспективны, экологичны, оправданы. Однако мне, по опыту взаимодействия с ними и изучения оных, не близки. Возможно, было бы замечательно «весь мир… разрушить до основанья, а затем…», уехать из мегаполиса, создать концепцию и научиться её правильно и широко презентовать и распространять, создать школу-пансион, где либо вовсе нет родительского воздействия на детей, либо родители-волонтёры являются и педагогами для детей, не просто принимая участие в воспитании, развитии, образовании, а осуществляя его, являясь основной частью образовательной системы, однако ни ресурсов, ни нужного количества представителей таких взглядов в моём окружении, ни достаточной степени экстремизма у меня в закромах организма не нашлось и, думаю, уже не отыщется.
Может, оно и к лучшему.
Другая трактовка семейного образования - получение ребёнком образования в семье, с родителями, а также с помощью приглашённых педагогов, кружков, экскурсий и иных образовательных ресурсов, включая интернет. В многодетных семьях часто практикуется такой вид образования, и это замечательно. Тёплые внутрисемейные отношения, много общих интересов, открытые к самообразованию родители. Из таких "ячеек" иногда образуются семейные клубы, где сами родители дают «уроки», занимаются со своими детьми и детьми своих друзей. Я не задумывалась о том, чтобы реорганизовать свою семью в этом направлении. Может, мы люди другого склада, а, может, время ещё не пришло. Спонтанные посиделки обычно удаются (играем в «Эрудит» и другие настольные игры, или вдруг неделю раскрашиваем мандалы, и, если я берусь помочь детям в занятиях, могу придумать и отыскать множество ресурсов, идей и трюков для того, чтобы заинтересовать), а запланировано-организованные в определённый момент превращаются для кого-то из нас в тяжкую повинность. При этом я человек домашний, камерный, недостаточно мобильный и эрудированный для постоянного развоза детей по экскурсиям-музеям-концертам.
Также провалилась попытка организовать самоподготовку завтрашнего старшеклассника. В итоге дома сидеть ему надоело. Тесты, аттестации - тоже. Решил вернуться в «свободное плавание», ведь поход в школу - это в каком-то смысле избавление от ответственности: отсидел уроки - выполнил требуемое - свободен. А дома нужно учиться по-настоящему.
Таким образом, семейное образование - не для меня.
Я - за школу.
Однако - по возможности! - не в том виде, в котором она существует сейчас.
Продолжая жить и работать в Москве, в городских условиях, в подчинении недавно сложившемуся Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, я хотела, чтобы у моих детей были хорошие условия для обучения.
Что это значит?
Вот выдержка из отзыва одной мамы в интернете:
«…Она (дочь) очень рада, что её вовремя забрали из школы (речь идёт о старейшей частной школе Москвы), где оранжерейное, иногда даже слащавое отношение к ученикам, и перевели в нормальную школу с большими классами и более естественной для школы атмосферой».
Что это - «более естественная для школы атмосфера»? Можно предположить, что речь идёт о той самой трудовой дисциплине, которая позволяет ребёнку стать успешным путём преодоления трудностей. О необходимости произвольной деятельности, о тренировке способности выдерживать.
Существуют множественные доказательства пользы «трудовой дисциплины», действительно, нагружать мозг ребёнка необходимо так же, как и тренировать способность выдерживать и преодолевать трудности, ходит много слухов о тепличности и неприспособленности к социуму детей, не имеющих опыта выживания в массовой школе. В какой-то степени все это так. Но важно взвесить риски и пользу, подумать о пропорциях. Для чего мы учимся, для чего учились, что приобрели? Одно время мне казалось, что освоение школьных дисциплин никак не повлияло на моё дальнейшее становление. Мнение о том, что школьные знания и навыки, компетенции, как сейчас модно говорить, могут никогда не пригодиться, сейчас мне кажется ошибочным. И многочлены, и параграфы, и схемы, и записи, и даже зубрёжка не имеют ценности сами по себе, не являются самоцелью: в процессе обучения мы приобретаем инструменты взросления, развиваем адаптивные способности. Практически все виды обучения имеют непосредственное влияние на человеческий мозг и психику. Такие элементы мышления, как оперативная память, переключение эмоциональных контекстов поведения, регулировка внимания, целеобразующий прогноз (как я понимаю, речь идёт о ВПД, внутреннем плане действий), воля, произвольность, механизм ориентировочного рефлекса и многое другое развиваются в процессе обучения. Посильные нагрузки и преодолимые трудности без сомнения полезны психике и нервной системе.
В то же время хронический стресс и внешняя угроза не имеют ничего общего с педагогикой. Под последними я подразумеваю частые проверки, оценки, негативные подкрепления, засилие жестких организационных требований, перемалывание маленьких индивидуумов в мясорубке уравниваемой массы.
Но даже это можно выносить, со всем этим можно обходиться при условии наличия тотальной поддержки и принятия ребенка в семье. Безусловно, такая система не поддерживает тягу к образованию - может, имеет отношение к обучению, как научению, дрессировке, выработке автоматизма, программированию. И даже в этом случае не всегда оправдано: дети разные, организмы у них развиваются по-разному, в разном темпе, а требования ко всем одинаковы, мы требуем от всех запомнить один и тот же объём информации, написать старательно (кто измерял процент старания? Один и тот же результат может получиться у одного «малой кровью», у другого - вследствие героического преодоления), прочитать со среднестатистической скоростью - и все на оценку, в четырех бедненьких цифрах.
(Более лояльная и адекватная десятибалльная система оценивания, вроде, допускается минобром, но используется она только в нескольких школах).
Читаю выдержки из педагогических постулатов Селестена Френе, переведённых Рустамом Курбатовым:
«…Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит такой «контроль».
…Оценки и рейтинги не нужны.
…Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
…Порядок и дисциплина необходимы на уроках..
…Переполненные классы - серьезная проблема школы
…Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников».
Унижение достоинства - положим, не так уж и страшно: наверняка, если достоинство есть, его невозможно унизить необратимо. Но это - не про способ обучать.
Оценки и рейтинги - хвалоголическая мотивация «отличников» и ступор «двоечников». Для первых - механизм для достижения успеха, дл вторых - тормоз, для коллективной сплочённости - препятствие. Это на треть о способе обучать, на две трети - о способе «раскачивать». Мы хотим, чтобы ребёнок был собой или старался соответствовать? Был спокоен или жаждал одобрения?
Разница между «стадом» и «коллективом», «роботом» и «со-участником» не всегда ясна, контекст у каждого разный, поэтому данное утверждение я тоже отодвину в сторону, как требующее более детального рассмотрения.
Порядок и дисциплина. Вот оно! Традиционно упорядоченное, дисциплинированное французское сообщество с сильной традицией - и сколь угодно «свободная» школа, как я уже писала в статье о «французских детях, которые не плюются… и проч.» Мало того: педагоги как носители этой самой дисциплины уже принимают в пространство своей школы детей на определённых условиях.
Переполненные классы - позор. Качество образования в классе с двадцатью и более детей. С тридцатью… и более. Я не представляю, как это возможно. В турецких классах бывает по сорок детей. Я не знаю, как это происходит. Я знаю, что это есть. Сомневаюсь, что обучать детей в таких условиях возможно. Обезличить, а потом обучать - да. И об этом - в последнем пункте списка Френе.
Задумавшись об альтернативном проекте, я исходила из этих соображений.
Я многого не прошу, думала я. Я хочу не получать ежедневных оценок, прерывающих процесс познания (хороших - больше не к чему стремиться, плохих - больше не хочется мучиться), не сидеть в затылочек, молча, неподвижно, не слушать неуместных замечаний и окриков усталых, фрустрированных количеством детей и бумажной волокиты учителей. Не сидеть ежедневно над стандартизированными заданиями «для всех»: умеешь писать - всё равно черти палочки, учишь стихотворение - только «программное», устал на секции - вынь да положь упражнение, иначе утром - кирдык, как минимум - цифровой-оценочный, а зачастую и подкреплённый реакцией учителя негатив.
И в то же время я прошу слишком многого: не просыпаться раньше восьми, не выходить из дома в темноте. Не платить огромные деньги за стандартные, но с меньшим количеством детей, процессы в частной школе.
Мой вариант, сказала я себе - семейная школа. Мой вариант - заочное обучение.
За всем этим «проявленным» скрывалось теневое желание контролировать процесс обучения детей, собрать вокруг себя коллектив, создать некое благое поле, пригласить в него хороших людей.
Контролировать - и «создать вокруг себя» с тем, чтобы передать, делегировать, перепоручить и наслаждаться запущенным мной и подхваченным другими процессом.
Мои приоритеты - психологическая безопасность, коммуникативность, образование. Именно в этом порядке. И это - не про тепличность. На пути к познанию неизбежно возникают трудности, а у живых людей - учителей, воспитателей - непременно временами меняется настроение. Однако пропорции в этом формате не сбиты, как в случае с массовой школой.
Это я и мечтала контролировать.
Сегодня моя теневая часть претерпевает значительные изменения. Контроль может - и должен - ограничиваться заинтересованностью и поддержкой, а для того, чтобы создать вокруг себя определённое сообщество, необязательно совершать экстремальных шагов, таких, как выдёргивание детей из системы и попытки создать новую. Сегодня мне кажется, что болезненные части психики, такие, как гиперконтроль и гиперответственность, являются движущей силой в создании чего-то альтернативного, их подпитывают множественные проекции из личного прошлого «основателя», неудовольствие и дискомфорт ситуаций из собственной истории, семейной системы.
Каково вам, последователи, осознавать, что вы идёте за чужими «тараканами»?
Всё в порядке?
Тогда, видимо, наши с вами «тараканы» одной масти.
Чем всё-таки ценен Ирис-класс, и стоит ли игра свеч, я постараюсь рассказать в следующей «главе» дневника, с помощью которого пытаюсь причесать свои мысли.